N.Zyrlin 1989 god (1989)
moon phase main page texts photos links books main
texts
photos
links
books

А потом началась перестройка...
Весна 1985 1989 1990 Зима 1990-1991 понедельник вторник среда четверг Конец 1991

Novodvorskaya
Рисунок Н. Цырлина (декабрь 1989 г.)
"В.И. Новодворская в кабинете В.И. Ленина в Кремле"

По непроверенным сведениям, Новодворская повесила этот рисунок на стене штаб-квартиры и заявила, что как только она придет к власти, автора она обязательно расстреляет.

1989 год
08.01.89, 23.04.89, 12.06.89, 24.08.89, 18.09.89 , 30.10.89, 14.12.89, 29.12.89, Приложение
meeting ...Когда революция была тогдашним с неба на землю сошедшим богом, богом того лета, и каждый сумасшествовал по-своему, и жизнь каждого существовала сама по себе, а не пояснительно - иллюстративно, в подтверждение правоты высшей политики.
8 января 1989 года

Сегодня съездил на семинар Демократического Союза. (Политическая партия "альтернативная КПСС", учрежденная в мае прошлого года.) Адрес(21) узнал из листовок, вывешиваемых на Пушкинской площади. Однокомнатная квартира на улице генерала Рычагова. Из мебели имеются только письменный стол и ободранный диван для самых почетных гостей. Все остальные сидят на полу на поролоновых матрацах.

Я сел на матрац под книжной полкой возле двери, поближе к выходу. Приехал в точно указанный срок, но присутствовало человек пять, включая хозяйку квартиры, Женю Дебрянскую. (Очень худая и носатая женщина лет тридцати с черными волосами.) Минут через двадцать пришла Новодворская, очень толстая женщина в очках. Я ее сразу узнал. (22)

Новодворская сердито оглядела присутствующих: "Ну что это, я не могу в таком составе..."

Тем временем народ постепенно прибывал. Примерно через полчаса пришел Стариков, кудрявый человек лет пятидесяти. Как я понял - тоже из их руководства. Новодворская накинулась на него: "Поучитесь дисциплине хотя бы у коммунистов!"

"Валерия Ильинична, вы же знаете, что такое наш советский транспорт".

"А меня, вы думаете, привезли сюда на машине американского посла?!"

Под конец собралось человек сорок - в 20-метровой комнате. Матрацы оказались все занятыми и последние из пришедших стояли или сидели на полу. Стало жарко, запотели окна, пришлось открыть балконную дверь.

Новодворская села на диван, на столик перед ней поставили графин со стаканом и магнитофон для записи ее выступления. Начала она с древней истории. В средние века существовали Псковская и Новгородская республики, оставшиеся независимыми во время татарского ига. Уровень жизни был примерно как в тогдашней Западной Европе. ("Никто не ходил в лаптях".) Затем их поглотило Московское царство, преемник Золотой Орды. Новодворская приводила множество сходных примеров, вплоть до ликвидации НЭПа и безуспешных попыток реформ при Хрущеве и Брежневе. Последовательное уничтожение любых зародышей демократии как в политике, так и в экономике. "И так называемая перестройка в ее нынешнем виде продлится еще года два. Затем наступит окончательный развал и очередная диктатура".

Потом предоставили слово Старикову. "С каждым месяцем, даже с каждой неделей уменьшается число запретных тем. Даже сейчас, когда на Кавказе началось фактически восстание - основная критика Горбачева направлена против консерваторов. Вы почитайте его последнее выступление".

Новодворская: "Не читала и читать не буду!"

Стариков: "Горбачев должен считаться не только с нами, но и с теми, кто не хочет вообще никаких перемен. И с теми, кто любую либерализацию использует для того, чтобы пойти громить магазины".

Новодворская: "Ну, если мы не верим в наш народ - то вообще непонятно, для чего мы здесь собрались. Многие люди у нас до сих пор боятся даже выступить на профсоюзном собрании, а вы говорите - громить магазины". (23)

Стариков: "Если этот процесс будет продолжаться, то скоро мы сможем стать вполне законной партией".

Новодворская: "Вот этого я опасаюсь больше всего".

Они взяли напечатанную на ксероксе брошюрку - партийную программу и стали ее изучать. Как я понял - выясняли, чье мнение больше соответствует партийным установкам. Все это очень напоминало какое-то старое кино на революционную тему. Пламенный большевик Ленин ведет народ на штурм самодержавия, а трусливый оппортунист Мартов пытается ему помешать.



23 апреля 1989 года

Сегодня сходил на демонстрацию по поводу побоища в Тбилиси. Без двадцати три вышел из метро на Пушкинскую площадь возле кафе "Лира". Пройти можно было свободно, хотя весь сквер перед кафе огородили по периметру барьерами, вдоль которых стояли милицейские автобусы. Помимо обычной милиции, был ОМОН в белых касках. С широкими фигурами и свирепыми лицами. Из динамиков непрерывно гремело: "Исполком Моссовета запретил так называемому Демократическому Союзу проведение демонстрации!" На площади собралась большая толпа, особенно плотная на ступеньках, откуда можно видеть всю площадь. Пришло много корреспондентов с телекамерами и раздвижными лесенками.

Ровно в три несколько человек начали махать трехцветными русскими и двухцветными украинскими флагами, публика закричала "Ура!". К ним тут же побежала милиция, вырвала флаги и уволокла махавших. "Ура" сразу сменилось криками "Позор!", "Долой!" и "Фашисты!". Махание флагами и попытки произносить речи возобновлялось несколько раз в разных концах площади с тем же результатом.

Потом милиция построилась в шеренги и стала постепенно вытеснять людей на периферию площади, где толпу рассекли на несколько частей. Утрамбовали плотно, как в трамвае. Несколько человек запели хором "Вихри враждебные", но когда дошло до "кровью мы наших врагов обагрим", в толпе засвистели и закричали "Долой", "Нет насилию!" и пение смолкло. Один человек рядом со мной разочарованно сказал: "Даже песен у нас своих нет". Кто-то предложил пробиться на Тверскую и идти маршем к Кремлю, но пытавшихся перебежать через дорогу или перелезть через барьеры из одного загона в другой сразу хватали. На другой стороне проезжей части, на Тверском бульваре, стояли такие же решетки ограждения и тоже плотная толпа. В пятом часу люди стали постепенно расходиться. Уйти в метро можно было свободно. (Возле входа, однако, стояли милиционеры и хватали некоторых проходящих.) На выход работала только "Чеховская" на другом конце площади.


По дороге домой я вышел на Боровицкой и прогулялся по Арбату. Как оказалось - не зря. Прошел примерно половину Арбата и услышал вдали крики "Ура!". Впереди толпа загородила почти всю ширину улицы, а посередине, на ступенях грузинского культурного центра, стояли несколько человек с плакатом "Долой монополию КПСС!". Очень молодая девушка рассказывала в мегафон о произошедшем только что разгоне демонстрации на Пушкинской площади. Появилась милиция, время от времени требовала разойтись, но силу не применяла, хотя ее никто не слушался, напротив, толпа быстро увеличивалась и вскоре полностью закупорила Арбат.

"А сейчас, чтобы продемонстрировать нашу сплоченность и организованность, мы дойдем колонной до Садового кольца и там спокойно разойдемся" - объявила та девушка. Публика дружно двинулась в указанном направлении, люди с плакатом пристроились впереди колонны, выкрикивая время от времени "Свобода! Свобода!", некоторые за ними повторяли. "А вот еще хороший лозунг - "солидарность"! В восьмидесятом году руководители "Солидарности" призывали рабочих: "Не жгите их комитеты! Создавайте свои!""

Когда подошли к Садовому кольцу, дорогу перегородили милицейские фургоны. Картина была выразительная, хоть сейчас на выставку: среди строя изящных фонарей с розовыми плафонами - три уродливые черные будки. Низкое вечернее солнце прошивало их насквозь через зарешеченные окна. Фургоны остановились, из них выпрыгнул ОМОН. Кто-то закричал: "А вот и зондеркоманда!". Тех людей с плакатом схватили и поволокли, и девушка кричала уже из рук ОМОНа: "Прощайте товарищи! Сейчас мы отправляемся на суды! Но мы еще увидимся с вами!"


12 июня 1989 года

В конце мая открылся Съезд депутатов и шел больше двух недель. Окончился только сегодня.

Уже в первый день случился конфликт: некоторые депутаты начали задавать вопросы, почему открыл Съезд именно Горбачев, если они еще не избрали его ни на какую должность. Потом какой-то оратор, начав с прославления Горбачева, тут же перешел на критику его жены за вмешательство в государственные дела и вредное влияние на мужа. Следующий оратор, армянин, сказал, что такие выступления - это хамство. Но, как оказалось, заступился за жену Горбачева он вовсе не бескорыстно: в завершение речи потребовал вернуть Армении Карабах. Несколько дней спустя какой-то афганский ветеран стал орать на академика Сахарова. Выражения были почти цитатами из популярного фильма "АССА": "Державу позоришь, гад, гад! Ты ненавидишь народ! Народ тебя кормит, поит...". (24)

В газете "Известия" все выступления печатали полностью, в том числе и самые страшные - с призывами вынести Ленина из Мавзолея и похоронить в земле или с подсчетом жертв политических репрессий. Однако, в выступлении Сахарова, где он говорил о миллионе убитых афганцев - это слово напечатали в кавычках. Явно для того, чтобы подумали, будто Сахаров имеет в виду не афганских граждан, а советских солдат - и сильно преувеличивает.

На Пушкинской площади все эти две недели происходили ежедневные митинги. Людей, собравшихся у кафе "Лира" в день открытия Съезда, окружили барьерами, но разгонять не стали. Они не расходились до ночи. Единомышленники, оставшиеся с наружной стороны оцепления, перекидывали им еду и батарейки для мегафонов. На следующий день на Съезде был "запрос" по этому поводу и с того дня митинговать там можно было свободно. Милиция не вмешивалась, только в двенадцатом часу обычно вежливо предупреждала о скором закрытии метро, и шутила, что на сегодня разговоры лучше прекратить, а то завтра обсуждать будет уже нечего.

Самые многочисленные митинги собирались в Лужниках возле стадиона на площадке для обучения автомобильному вождению. Первый состоялся перед открытием Съезда, в конце мая. Заехал туда, возвращаясь с дачи. Ближайший к метро туннель под железнодорожной насыпью милиция перекрыла и направляла поток людей в следующий туннель, выделенный для прохода. Я долго шел вместе с публикой по тротуару вдоль насыпи, из-за которой можно было хорошо слышать все произносимые речи. Выступали известные диссиденты Якунин и Орлов.

Когда я вышел на площадку, то увидел, что толпа там собралась гигантская. На противоположной стороне, на фоне деревьев, поставили трибуну и автобусы с усилителями. (В газетах потом писали, что пришло сто или двести тысяч.) Некоторые пытались взобраться на насыпь, где лучше видно. Милиция оттуда гоняла во избежание попадания под поезд. Даже сами организаторы митинга в промежутках между речами призывали присутствующих уважать законные требования. В центре площадки, внутри ограды из металлических барьеров на куче одеял лежал армянин, объявивший сухую голодовку за присоединение Карабаха к Армении. Неофициальной прессой торговали в открытую. (В других местах, даже на Пушкинской, милиция этому препятствует.) Флаги были в основном трехцветные российские, с примесью украинских и литовских, а также черные анархистские и андреевские. (Какая-то организация не без наглости объявила дореволюционный морской флаг своей собственной символикой.) На первый митинг принесли единственный красный флаг, но явно по недоразумению, потому что на последующих митингах красных флагов не было видно вообще.

Знаменитым разоблачителям высокопоставленных жуликов Гдляну и Иванову в виде исключения давали слово без ограничений времени. Один раз они говорили час подряд, но люди слушали с неослабевающим вниманием.


Сегодня народу на митинг пришло еще больше, чем на предыдущие. Тысяч триста. От трибуны почти до самой насыпи люди стояли впритык друг к другу. Среди прочих выступил Ельцин. Критиковал зажравшееся и оторвавшееся от народа партийное руководство. Наседал и на самого Горбачева, хотя и не так враждебно. Насчет более ранних периодов советской истории Ельцин высказывался достаточно сдержанно, а об афганской войне сказал: "Ввод войск в Афганистан был ошибкой". "Преступлением!" закричал кто-то из толпы. Но остальные слушатели недовольно зашумели, чтобы он не перебивал.

Закончился митинг около десяти вечера, когда стало темнеть. Расходились при свете фонарей по длинным аллеям. (Съезд закрылся, поводов помитинговать некоторое время не будет - надо намитинговаться впрок до упора.) Погода сегодня, как и все эти две недели, была сухая и жаркая, градусов тридцать; и вечер тоже очень теплый.

Во время каждого митинга на некотором отдалении от основной массы слушателей стояли патриотические агитаторы. Вокруг них собирались кучки любителей поспорить. Одни патриоты были упертыми сталинистами, другие коммунизм отвергали, причем характерно, что ругали не столько Сталина, сколько Ленина. Один был одет в черную футболку с двуглавым царским орлом и надписью, явно пародирующей "Возмездие" Блока:

И те, и другие обвиняли ораторов и их слушателей в работе на ЦРУ и в еврейском происхождении. Я в таком случае обычно говорил, что я сам с ораторами тоже не во всем согласен. (В особенности с пресловутой борьбой с привилегиями. Не с привилегиями следует бороться, а, напротив, за привилегии: наподобие того, как в средние века вольности дворянства постепенно распространялись на остальные слои населения.) Но ведь вы фактически утверждаете, говорил я им, что человек, критикующий что либо в нашей жизни - непременно еврей. Справедлива эта критика или нет - другой вопрос. Стало быть, из ваших слов следует, что русского ты хоть говном накорми - он лишь оближется и добавки попросит. А еще именуетесь "патриотами". И здесь я поднимал глаза к небу и изрекал, пародируя их характерные фразы и интонации: "Можно ли так ненавидеть собственный народ?!"

Один патриот сравнил эти митинги с исчислением двенадцати колен Израилевых в Библии. (Они тоже собрались сотнями тысяч - теперь я знаю, как это выглядит.) Затем он рассказал новый вариант старого анекдота: "...И колено Иудино тоже все на митинге? А кто же в лавке остался?" А другой, человек более интеллектуальный, сказал, что происходящее теперь в СССР напоминает ему Чехословакию 1968 года. (Был он там, что ли?) "А откуда же придут танки? Из Китая, наверное?" "Скорее всего, что ниоткуда". "Тогда непонятно, чего вы боитесь?" Он не смог ответить ничего путного.

Сегодня по дороге к метро я случайно услышал скептическую фразу из разговора в толпе: "Вот так и возникают наполеоны". (По поводу восторженной встречи Ельцина.)

...Весной и летом 1917-го года народ тоже собирался толпами на каждом перекрестке, говорил и, казалось, не мог наговориться. Описано это в сотнях книг - от "Школы" Гайдара до "Доктора Живаго" Пастернака. "И не то, чтобы говорили одни только люди. Сошлись и собеседуют звезды и деревья, философствуют ночные цветы и митингуют каменные здания".

Но, как выяснилось, народ тогда сумел наговориться очень быстро. Уже осенью того года на смену разговорам пришла стрельба. Пришло возмездие. "Преступление мысли не ведет к смерти, оно есть смерть" (Оруэлл, "1984"). "Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье". (Гоголь) "...И почти в тот же миг - выстрел! - слишком поздно или слишком рано. Еретическая мысль, ненаказанная, нераскаянная, станет недосягаемой для них навеки. Они прострелят дыру в своем идеале". (Оруэлл)

Ну ничего, до осени еще долго, лето только начинается...



24 августа 1989 года
Сегодня поехал на дачу в девять утра: забыл, что по будням на железной дороге перерыв до полудня. Нужно было ехать или не позже восьми, или в одиннадцать. Купив на вокзале билет, поехал на Пушкинскую и зашел в магазин за продуктами. За сыром стояла очередь на несколько часов. А в табачных киосках не было ничего, кроме "беломора".

Видел наклеенную на стене редакции "Московских новостей" листовку: краткое сообщение о вчерашней демонстрации. (По поводу пятидесятой годовщины договора о дружбе Сталина с Гитлером и последовавшего затем присоединения Прибалтики.) Забрали несколько десятков человек, некоторых избили, причем одному из них проломили голову.


Вчера пришел за час до назначенного времени. Выйти из метро можно было только через Чеховскую. Площадь была уже полностью оцеплена. Возле выхода стояли железные барьеры и милицейские автобусы. На Тверскую вышел через анфиладу проходных дворов. (Вроде той, которую главный персонаж фильма "АССА" видит в своем предсмертном сне.) Чтобы скоротать время, сходил в ГУМ, где купил за 39 рублей карманный радиоприемник с УКВ и КВ диапазонами. (25)

Вернулся обратно. Переход на Тверской бульвар был тоже закрыт. Дошел до Никитских ворот. Оттуда по бульвару можно было пройти обратно к Пушкинской. Это несколько напоминало западню. По дороге видел все больше и больше людей неформального облика. Некоторые со значками или со свернутыми в дудочку плакатами.

Заслон стоял в самом конце бульвара, за детской площадкой. Собралась толпа в несколько тысяч. В семь вечера какой-то человек, представившийся прибалтийским деятелем, начал речь: "Спасибо вам, что вы такие смелые и пришли нас поддержать. Пока что мы не пользуемся методами Организации освобождения Палестины, но если они не отступят, то мы пойдем по этому пути!" Раздались жидкие аплодисменты, но больше было свиста и недовольных криков. (Шумели, видимо, как евреи, так и принципиальные противники насилия.) Неловкость устранил прибежавший ОМОН: оратора схватили и уволокли, а вместе с ним еще нескольких человек, державших плакаты.


Сегодня с утра в Москве было солнце, но в три часа, когда я приехал на дачу, все небо покрылось тучами. Вскоре пошел дождь, все сильнее и сильнее. Похолодало градусов до тринадцати. Пока было светло, я выпиливал детали каркаса для строительства дома. Работал под навесом перед сараем. В десятом часу, когда стало темнеть, пошел в сарай ужинать. На улице к этому времени стало еще холоднее, дождь не переставал.

Весь вечер слушал "Свободу" по новоприобретенному радиоприемнику. Кроме того, читал неофициальную прессу, купленную утром на Пушкинской площади. Помимо российских газет, изготовляемых кустарным способом на ксероксе, там продают газеты, привезенные из Прибалтики, где их легально печатают в типографиях. В рижской "Атмоде" напечатали проект конституции независимой Латвии и очень неприличную и очень грустную поэму Тимура Кибирова:

Сегодня обнаружил в продаже неизвестное мне раньше издание - "Российские ведомости". Сто страниц ксерокса на плохой бумаге. Оригинал сделан не на принтере, а на пишущей машинке. Направление русское национальное, но без крайностей. (Правда, в одной статье красноармейцы обзываются "красноеврейцами".) Много статей на православные темы. (В основном про убийства священников во время революции и в тридцатые годы.)

Журналом торговал пожилой человек бомжеского облика с черной повязкой на одном глазу. Он сказал мне, что в журнале есть его статьи под псевдонимом. Открыл на тех страницах и поставил автографы. (Его фамилия Булев.)

Написал про свое бегство в Китай в начале шестидесятых годов. Пояснил, что тогда он считал китайцев единственными серьезными противниками Советской власти - в отличие от ожиревших западных демократий. Но обнаружил, что в Китае жизнь еще хуже. Советским Союзом они действительно недовольны, но лишь за то, что коммунизм в СССР строят недостаточно интенсивно. Нищета в Китае такая, какой у нас не было даже во время коллективизации. Булев потребовал возвращения в СССР и китайцы передали его советским пограничникам.

В другой статье рассказывается про восстания против большевиков на Урале. Булев с похвалой отзывается об истинно народном укладе жизни уральских рабочих. Петроградские и московские рабочие жили почти на европейский манер: получали хорошую зарплату и без проблем переходили с работы на работу. А уральские заводы испокон веков выделяли рабочим участки земли, с которых они кормились. (Булев особо отметил, что даже Советская власть после многих неудачных экспериментов была вынуждена воспроизвести этот тип хозяйства.) По этой причине (как считает Булев) крупные города поддержали большевиков, а на Урале началось восстание.

Получки рабочим не хватало даже на покушать, причем не только после семнадцатого года, но и до этой знаменательной даты. Вот и весь уклад. Типичное крепостное право: мужик работает на барина не за зарплату, а за право кормиться с выделенного ему барином участка земли. Не понимаю, против чего восстали уральские рабочие. И еще не понимаю - отчего же Булеву Советская власть так не нравится, если при ней сохраняются традиционные народные уклады? И Китай почему так не понравился?

Читал однажды (26), что Форд во время кризиса тоже собирался принудить своих рабочих заниматься сельским хозяйством на индивидуальных участках, пока на заводах нет работы. Но кризис кончился и это осталось лишь в проекте.



18 сентября 1989 года

Вот и осень пришла, а обстановка в целом спокойная (27), по крайней мере в сравнении с той, какую можно было ожидать по аналогии с летом и осенью 1917-го года. ("Прошел август, кончался сентябрь. Нависало неотвратимое <...> предрешенное, которое носилось в воздухе и было у всех на устах". "Доктор Живаго") Все везде тихо, за исключением окраин империи - Средней Азии и Кавказа. Раньше каждое лето я ездил на Черное море, последние два года - в Пицунду. В этом году никуда не поехал - и не пожалел об этом. В августе местные жители принялись делить Сухумский университет. С помощью огнестрельного оружия выясняли, на каком языке вести в университете преподавание, на грузинском или абхазском, (28) причем в самый разгар курортного сезона. Сколько денег на этом потеряли, болваны. (29) Знакомые, которые поехали туда в этом году, рассказывали, что в самой Пицунде обстановка была спокойная, но в магазинах моментально пропали все продукты, даже хлеб. Перестали ходить автобусы и поезда. За несколько суток по железной дороге прошел всего один поезд со сплошь разбитыми стеклами.

Несколько дней назад в какой-то итальянской газете была статья про то, как Ельцин пьянствовал и безобразничал во время заграничной поездки. Пил все подряд и из любой посуды, вплоть до пластмассовых стаканчиков для бритья. Советские газеты статью сразу с удовольствием перепечатали. Ответная реакция была весьма бурной. На Пушкинской площади народ толпился даже днем. (30) Номера газет с этой статьей подвергали публичному сожжению, а также повешению на стене вверх ногами.

Раз или два в неделю прихожу на Пушкинскую и покупаю неофициальную прессу. Торговля там идет вовсю. Иногда появляется милиция и арестовывает торговцев. Издания предпочитаю умеренно-либерального направления. ("Гражданское Достоинство" или "Панораму".) Марксистских и анархистских не переношу. Радикально-демократические, типа "Свободного слова", тоже порядком надоели. У патриотического лагеря регулярных массовых изданий еще не появилось. Встречаются только неумные по содержанию листовки, написанные в нестерпимо пафосном тоне. "Напрасно великий русский народ думает, что границы нашей страны на замке от идеологической заразы".

Часто не удерживаюсь и начинаю спорить с каким-нибудь патриотом поумнее. Занятие, конечно, достаточно экзотическое - стоять на улице посреди тротуара и трепаться. Но, думаю, экзотики в этом не больше, чем, допустим, в шахматных или карточных поединках на свежем воздухе. Дело вкуса. Тоже, кстати, есть свои правила. Например, когда оппонент переходит на личности (начинает обзывать собеседника фашистом, коммунистом, евреем, слишком молодым или слишком старым, сотрудником ЦРУ или КГБ), то можно считать, что он капитулировал.

Мой сегодняшний собеседник еврейского вопроса не касался. Ругал лишь Америку и вообще западные страны.

Я в ответ принялся обстоятельно сравнивать уровень жизни в двух Кореях и в двух Германиях.

"Конечно, если вы считаете, что материальные блага для человека самое важное..." - начал он, а я перебил:

"Давайте уж мы с вами позволим самому человеку решать, что важнее для него лично... И, кстати, объясните наконец доступно, что вы нам предлагаете взамен материальных благ?" Он что-то начал говорить, но я не слушал: "Вообще-то идеальным местом в этом смысле была Германия 50-х годов. Каждый немец тогда мог выбрать себе общественный строй по вкусу. Перешел из Восточного Берлина в Западный (или наоборот) - и все. А они испугались, что весь народ у них разбежится, коммунизм некому будет строить - и построили Берлинскую стену. То есть уже тогда фактически признали свое поражение".

"Но неужели Россия тоже должна выбирать между американизмом и коммунизмом? Неужели вы, молодой человек, не верите в возможность особого русского пути?" (Назвал меня "молодым человеком", хотя сам был не намного старше меня. И что такое, кстати, этот таинственный "американизм"? Видимо, у них просто не укладывается в сознании, что может существовать государство без официальной государственной идеологии.)

"А почему я обязан во что-то верить? Снова кота в мешке нам подсовывают. И снова в масштабе всей отдельно взятой страны. Нет, вы лучше сначала сами испробуйте на себе или, лучше, на крысах... Хотя в принципе я это дело горячо одобряю. Особый путь, сочетание лучших сторон социализма и капитализма. Проще говоря, чтобы работать как в Совке, ну а получать как в Америке".

Здесь мой собеседник стал делать страшные глаза и причитать: "Вы не русский! Вы не русский!"

"То есть почему это сразу вдруг не русский? Вам, что ли, паспорт показать? А, может быть, что-нибудь еще?.. Только вы знаете, я не собираюсь сейчас обсуждать вопрос о моем происхождении. Я считаю обсуждение этой темы нецелесообразным".

Я продолжал беседу спокойным голосом, а он бесился все сильнее: "Вы не любите русский народ!"

"В точности как у Булгакова. Только в его времена оппонента обвиняли в том, что он не любит пролетариат..."

После этого краткого, но эмоционального разговора я уже собирался ехать домой и тут увидел стоявшую неподалеку Розу. (На куртке у нее был значок с изображением морячка, рвущего на себе тельняшку, под которой у него наколот адмиралтейский кораблик. И подпись "Я из Питера!")

С Розой познакомился на прошлой неделе на сборище у Дебрянской. Немного поговорили, идя в метро.

Она сказала: "Вообще-то я сюда очень редко хожу".

А я ответил: "Ну и правильно".



30 октября 1989 года

Начало сегодняшней демонстрации объявили на шесть вечера. Цепочка со свечами вокруг здания КГБ. Я пришел только в полседьмого. Демонстранты с флагами и плакатами уже двигались колонной вдоль "Детского мира". Впереди под огромным трехцветным флагом шла Новодворская со своей компанией.

На проспекте Маркса шли по тротуару. На Неглинной автомобилей было гораздо меньше. Вышли на середину улицы. Впереди ехал милицейский автомобиль с моргалкой. Милиция почему-то не пыталась пресечь беспорядок, а напротив - расчищала дорогу колонне. На Кузнецком прошли мимо туристического автобуса. В нем сидели люди кавказского вида, наверное армяне. Увидев колонну, они высунулись из окон и закричали: "Ура! Мы с вами!" Свернули на Пушкинскую улицу. Милицейский автомобиль по-прежнему ехал впереди. Когда проходили мимо Института марксизма-ленинизма, люди в голове колонны начали скандировать: "Долой ленинизм!". Многие демонстранты поддержали. Потом слева по курсу оказалось здание всесоюзной прокуратуры и лозунг изменился: стали кричать: "Позор палачам!".

Когда дошли почти до Бульварного кольца, колонна остановилась. Поперек улицы стоял строй ОМОНа в белых касках. Люди, шедшие впереди колонны, не сбавляя шага, пошли прямо на ОМОН. Их сразу схватили и уволокли. Толпа закричала: "Фашисты!", а кто-то крикнул: "ОМОН! Переходи на сторону народа!" Несколько человек сели или легли на землю. ОМОН тут же уволок и их. Из толпы бросили чем-то по крыше милицейского автомобиля.

Я оказался у запертых дверей театра. За стеклами можно было разглядеть людей в форме - не то в милицейской, не то в военной.

Какая-то девушка, стоявшая рядом со мной, сказала: "В Тбилиси демонстранты тоже пытались укрыться в театре. Но там, по крайней мере, двери были открыты". Я не успел ей ничего ответить, а она продолжала: "Вы так культурно себя ведете, вы наверное из партии кадетов?"

(На днях я читал в своем любимом "Гражданском достоинстве", что его редакция собралась учредить такую партию. Ни в коммунизм, ни в особый русский путь абсолютно не верят. Однако не считают это достаточным поводом, чтобы устраивать свалки с милицией.) "Да вообще-то нет. Но собираюсь как-нибудь туда сходить".

Тут ОМОН начал двигаться на толпу, меня от той девушки оттеснили и больше я ее не видел.

Обходным путем дошел до Пушкинской площади. Сначала я стоял на балконе кинотеатра, откуда все было отлично видно. Вдоль тротуаров, огороженных барьерами, стояла толпа. Многие держали зажженные свечи. Время от времени кто-нибудь взбирался на телефонную будку у кафе "Лакомка" и начинал махать флагом, бросать в толпу листовки или говорить речь. Тут же подбегал ОМОН, оратора стаскивали и уволакивали. На предыдущих демонстрациях, говорят, эту знаменитую будку тоже каждый раз использовали в качестве трибуны. Потом на балконе появилась милиция и согнала всех вниз.

Возле витрины кинотеатра стоял молодой человек с отчетливо дебильным лицом. Рядом с ним на стекло был наклеен отпечатанный типографским способом плакат. Список Совнаркома с указанием национальностей и подлинных фамилий. Все члены Совнаркома оказались сплошными евреями. Даже у Ленина настоящая фамилия была вовсе не Ульянов, а Бланк. Не евреем был только Сталин, который и в самом деле грузин. Молодой человек зачитывал вслух содержание своего плаката, а от себя добавлял, что и сегодняшнюю демонстрацию тоже организовали евреи.

Подошел милиционер и, к возмущению окружающих, никаких репрессивных мер против него не предпринял, только посоветовал не разбить случайно витрину. (Других демонстрантов с плакатами сразу хватали.)

Кто-то из толпы сказал, что пакт о ненападении коммунистов и фашистов действует, оказывается, до сих пор. И все засмеялись. Я процитировал фразу из кинофильма: "Кто ж его посадит - он же памятник!" (Прозвище членов патриотического общества "Память".) Она тоже вызвала смех.

Домой пошел только в десятом часу вечера.


Из знакомых видел Дюдюкина. Рассказал, что когда строй ОМОНа двинулся на демонстрантов, он оказался в самой гуще и упал. По его спине пробежалось не менее пяти человек, а милиция ударила по ноге дубинкой. Говорил он об этом с явным удовлетворением. "Вот тебе и перестройка, вот тебе и гласность!" Как у него дела с изданием газеты, спросить забыл.

Однажды у Дебрянской я давал присутствующим читать анекдоты моего сочинения. Они всех привели в восторг и даже сама Дебрянская, обычно очень мрачная, неожиданно засмеялась и пообещала, что напечатает их в своей газете. Предупредила, что против газеты завели уголовное дело по статьям о хулиганстве и порнографии. (За напечатание похабного стихотворения о Ленине.) В связи с этим предложила мне придумать себе псевдоним. Я собрался с духом и от псевдонима отказался. Вскоре Роза познакомила меня с Дюдюкиным и посоветовала показать анекдоты и ему тоже. Дюдюкин издает неофициальную сатирическую газету под названием "Советская моралька". Неделю назад я встретился с ним в метро. Анекдоты ему очень понравились. Пожалел, что ближайший номер он уже отдал в печать и они туда не попадут. Но в следующем номере напечатает обязательно.


14 декабря 1989 года

Строительство дачи
(декабрь 1989 г.)

Сегодня, как всегда по четвергам, был у Дебрянской. Опять пришли две американские студентки, изучающие в Москве русский язык. Одеты они достаточно вызывающе. Выделяются даже на фоне остальных присутствовавших. Особенно одна из них, Лора. Здоровенные ботинки, штаны типа мужских кальсон, десяток значков на груди и по три серьги в каждом ухе.

Обе придерживаются очень левых убеждений, левых в западном смысле, то есть чуть ли не коммунистических. У нас же "левыми" обычно называют тайных или явных противников коммунизма. Где в Америке низ, там у нас верх, а где лево - там право. Иногда возникают споры и конфликты: например, когда они стали рассказывать об американской бедноте, один человек психанул и стал кричать на них: "Да я лучше всю жизнь там у вас буду бездомным и безработным..." Я же спокойно уточнял подробности. В Америке и в других западных странах существуют так называемые сквоттеры - люди, захватывающие пустующие квартиры. Я рассказал, что недавно на Пушке какой-то патриот коммунистической направленности требовал передать в общественную собственность все личные автомобили, кооперативные квартиры, а также дачи. "Не понимаю, - сказал тогда я ему, - о чем спор. Дачи руководящих деятелей, так называемые спецдачи, числятся государственными. Хотя они вряд ли вам их отдадут. Неужели вы собираетесь национализировать дачи простых советских граждан?" Не дожидаясь ответа, я пригрозил тому патриоту вооруженной самообороной. (Упоминание об этом Лору явно шокировало.) "Да, видимо, все же придется мне покупать ружье. Дача еще недостроена, только фундамент и каркас, а вы на нее уже свою пасть разинули. Даже Уголовный кодекс допускает самооборону в ответ на угрозу жизни и здоровью. А как еще вы собираетесь конфисковать недвижимое имущество, без угрозы-то? Политинформации, что ли, читать? Да видал я ваши политинформации знаете где?"

Студентки рассказали и другие любопытные вещи. В Америке в некоторых отсталых провинциальных штатах гомосексуализм до сих пор запрещен. Даже в прогрессивном Нью-Йорке есть дискриминация. Я поинтересовался, какая. Они объяснили, что если умирает один из членов гомосексуальной пары, то овдовевшему партнеру не выплачивают пособие на погребение и не дают на работе отпуск, что положено в случае смерти натурального супруга. Насчет гомосексуальных браков я их полностью поддержал. "Устраивают же спортивные соревнования для инвалидов. Даже если считать это дело заболеванием, то больным надо дать шанс почувствовать себя здоровыми людьми. А вот насчет усыновления детей следует подумать. Можно, наверное, без ограничений усыновлять каких-нибудь негритят из Эфиопии, которые все равно с голоду помрут..."

Они выступают также против запрета абортов. В ознаменование этого носят значки с перечеркнутым изображением одежной вешалки. (С ее помощью, оказывается, какая-то женщина попыталась сделать себе аборт в домашних условиях и погибла.) Я спросил (возможно, не очень вежливо): "У вас там в Америке, что - презервативы тоже в дефиците?"

Через несколько дней студентки собираются возвращаться к себе в Америку. Левизна - левизной, но и Рождество тоже нужно отметить. С Лорой обменялись на прощанье адресами. (31) Она подарила мне несколько значков, большей частью антиамериканских (типа "US out of El Salvador!"), а я сделал подарок тоже "с подтекстом" - машинописное Евангелие от Иоанна. Чисто советский сувенир. Собственноручно отпечатал и переплел его несколько лет назад, когда религиозные издания были в дефиците.

Потом я вместе с Розой брошюровал издаваемую Дебрянской газету. Ее легально печатают в Литве в типографии и привозят в виде огромных кип бумаги. Остальные присутствовавшие помогать нам поленились, хотя заняты особенно не были - разговаривали и курили.

Как сообщают распространители неофициальных изданий, политические газеты раскупаются сейчас уже плохо. Многие перестали выходить. "Советской моральки", где должны были быть напечатаны мои анекдоты, я в продаже уже давно не вижу. Вероятно, тоже закрылась.

Расходились, как обычно, небольшими группами. Исключительно для того, чтобы не создавать пробки в прихожей, а вовсе не ради конспирации. Раньше, говорят, во время сборищ к Дебрянской иногда приходила милиция и проверяла документы присутствующих. И на другие подобные тусовки тоже приходили. Но это прекратилось больше года назад.

Я пошел в компании с Розой и американскими студентками. К нам пристроился мальчик Саша, наглый и глупый до невозможности. Я и Роза расспрашивали студенток про Америку, а Саша всю дорогу выяснял один вопрос: нет ли у них с собой долларов и не согласятся ли они продать их ему не за официальные 60 копеек, а за целых 3 рубля. (Неофициальный курс доллара теперь около двенадцати рублей.) К сожалению, у меня не было с собой ни одного доллара, а то я обязательно предложил бы его Саше: "Вот тебе доллар, давай свои три рубля и катись отсюда колбасой!"

Попытался втолковать студенткам, что так называемая квартплата в СССР, "самая низкая в мире", - является не квартплатой в обычном понимании этого слова, а чем-то больше напоминающим налог на недвижимость, которая у человека уже имеется. "Ведь если там у вас кто-нибудь заявит, что он будет платить этот налог, если ему предоставят в собственность дом, то над ним только посмеются".

Чего я никогда не понимал в иностранных "левых" - того, что их вполне понятное критическое восприятие американской действительности перерастает в восхищение Совком. Все равно, как если бы я на почве недовольства советским образом жизни начал бы восторгаться Анголой или Камбоджей и доказывал бы африканцам и азиатам, что в СССР тоже плохо. Можно объяснить это тем, что Советский Союз находится как бы посередине двух полюсов уровня жизни. Грубо говоря, у нас хуже чем в Америке, но лучше чем в Африке. (У меня создалось впечатление, что у нас с этой шкалой согласны, в принципе, все - и "правые", и "левые", только "правые" пытаются доказывать, что хорошо - это, на самом деле, плохо, а плохо - это хорошо.) Западная же Европа и Америка находятся на самом полюсе: тоже не рай, конечно, но все другие предлагаемые варианты определенно хуже. И от этого некоторые тамошние граждане могут потерять ориентацию, как теряет ее магнитная стрелка на полюсе...

В метро Роза рассказала, как она весной прошлого года назад ездила в Калифорнию с проездом через Нью-Йорк. Все очень понравилось, кроме самого Нью-Йорка. "Хуже, чем Москва?" - спросил я и она, немного подумав, ответила, что хуже. (Калифорния, однако, понравились ей значительно больше. В том апреле в Калифорнии, кстати, было не намного теплее, чем в Москве.)

Оказывается, она училась тоже на физфаке, на курс младше меня. "Весь физфак уже уехал". Я возразил: "Ну так уж и весь!"



29 декабря 1989 года
Сегодня Дебрянская устраивала "сольную демонстрацию" на Красной площади. Я пришел туда в 14:40, за 20 минут до назначенного времени. С работы можно было уйти вполне законно из-за короткого дня по случаю Нового года. Увидел, что площадь частично перегорожена железными барьерами. Пройти от Исторического музея к Лобному месту пока было можно. Удивился - неужели барьеры выставили именно из-за Дебрянской. Сколько почета бедной Жене. У Василия Блаженного стояли человек десять из наших, в их числе Роза. Рядом я заметил несколько топтунов в пышных шапках.

Ровно в три откуда-то появилась Дебрянская, подошла к Лобному месту и стала разворачивать плакат. Тут же к ней подбежал милиционер и схватил ее сзади за локти. Женя стала вырываться и они некоторое время кружились по площади, точно в вальсе. К ним подошел один из топтунов, оказавшийся либералом: "Да вы дайте людям почитать, что там у нее написано." Милиционер послушно выпустил Женю, она развернула плакат. "Я оштрафована на 1000 рублей за выступление против режима Чаушеску. Горбачев! Ты все еще за Чаушеску?" (Вчера у нее дома рисовали этот плакат не без моей помощи.) Потом милиция и топтуны увезли Женю на милицейской машине. Кроме нее, из наших забрали двух человек. Один огрызался с топтунами, а другой фотографировал происходящее.

Накануне Женя обзванивала корреспондентов - иностранных и советских, официальных и независимых. Сообщала о намеченной демонстрации. Но сегодня я никаких корреспондентов на Красной площади не увидел. Скорее всего, такие зрелища им уже надоели. Прохожие тоже обратили мало внимания. Собралась толпа человек пятьдесят, но скоро разошлась.

Потом я, Роза и еще несколько человек пошли в отделение милиции в переулке за ГУМом, куда увели Женю. Отделение секретное или вроде того: вывески возле входа не имеется. Кто-то сходил туда на разведку, вернулся и сообщил, что Женя сидит там арестованная, ей собираются навешивать очередной тысячный штраф.

"Сутки" Жене не дают как матери двоих малолетних детей, в отличие от бездетной Новодворской, которую сажают после каждой демонстрации. Зато Дебрянской после каждой демонстрации к общей сумме штрафов аккуратно добавляют новую тысячу. (Такая дикая сумма определена год назад Указом Горбачева о проведении демонстраций.) Недавно к ней приходила милиция описывать имущество для погашения задолженности. Кроме мебели явно нетоварного вида, у нее имелись только неисправный телевизор и пишущая машинка. На машинку Женя предъявила квитанцию, что она взята напрокат. Обнаружили и описали подаренный иностранцами факсовый аппарат. Предназначен он для передачи текстов и изображений по телефону. Его можно использовать также для копирования, хотя Женя строго запрещает это делать. Аппарат печатает на специальной бумаге, которую нигде не купишь, после того, как ее запас закончится. Стоит аппарат несколько сотен долларов, так что если его оценить не по курсу "Известий", а по черному, - то сумма с запасом покроет все штрафы.


Предыдущий штраф Женя получила в ноябре за демонстрацию у румынского посольства. Я тогда тоже там был - пришлось ускакать с работы. Было пасмурно, шел дождь со снегом. Долго ехал на троллейбусе от метро Киевская. Посольство огородили железными барьерами, перед которыми стояли человек сто, в их числе много личностей, которые не пропускают ни одной демонстрации, а когда демонстраций нет - ежедневно топчутся на Пушкинской. Из здания посольства никто не вышел. Все окна были плотно завешены шторами.

Роза тогда тоже пришла. Я полушутя предложил на следующую демонстрацию принести бутылку румынского вина и вылить ее на землю перед воротами посольства в знак протеста. За год даже при нынешнем дефиците можно, думаю, раздобыть вино именно румынское. (Демонстрации против Чаушеску традиционно проводятся каждый год в ноябре.) "Если Чаушеску продержится еще год" - сказала Роза. А может быть (точно не помню), эту фразу, оказавшуюся пророческой, сказал я сам.

Потом появилась Дебрянская и с ней еще несколько человек, развернули плакаты. Через две минуты приехали автобусы с ОМОНом. Увели в автобусы всех, державших плакаты, а кроме того, какого-то не вполне нормального человека, кричавшего ОМОНу "фашисты!" (Он явно преувеличил: действовал ОМОН на этот раз относительно культурно.) И еще загребли панка с бритой головой и в куртке с заклепками. Розу тоже забрали, точнее, она сама подошла к автобусу и села рядом с Женей. Потом Роза рассказывала, что обращались с ними вежливо и через три часа выпустили, присудив всем штрафы. (Розе, как задержанной впервые, - пятьдесят рублей, а Дебрянской - очередную тысячу.)

Та демонстрация (в ноябре) вышла грандиозная, если оценивать ее не по количеству участников, а по результатам. Вся так называемая Восточная Европа (32) рассыпалась с треском в ближайшие же недели. (33) Самый бурный характер события приняли именно в Румынии. Произошла революция в классическом смысле этого слова - со стрельбой на улицах и казнью главы государства вместе с членами семьи. А что мне показалось верхом издевательства - перед расстрелом Чаушеску померили давление. Как будто его в космос посылают, а не расстреливают. А потом и его, и жену показали уже мертвых. Жили дружно и умерли, как говорится, в один день. Надо же такое придумать - давление перед расстрелом померить...



Приложение

30 октября. Ни один советский календарь не выделяет эту дату. И до недавнего времени отмечали ее лишь в узком кругу так называемых инакомыслящих. Сегодня картина иная. ДЕНЬ ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННОГО в Москве отмечали не только "неформалы" - на улицы вышли тысячи людей. Состоялась манифестация у здания КГБ на Лубянке - организованная обществом "Мемориал",- проведению которой власти не препятствовали, несмотря на то, что у организаторов не было официального разрешения... Однако события того дня имели грустный финал: когда группы демонстрантов двинулись от Лубянки к Пушкинской площадь, где должен был состояться митинг, объявленный Демократическим Союзом, путь им преградили отряды милиции и "спецназа". В ход были пущены резиновые дубины...

...В газетах следующего дня говорилось, что действия милиции были спровоцированы экстремизмом демонстрантов. Это ложь. Я находился на площади с момента начала событий и могу засвидетельствовать: беспорядки творила сама милиция. Писали: задержано сорок человек. Но никто не подсчитывал, сколько случайных людей получили увечья и ушибы. Лично я никаких провокационных плакатов не видел. Кричали, конечно, разное - но оскорбления летели в ответ на дубинки.


1990 год
This page - http://zyrlin.narod.ru/new2.htm;     main page - http://zyrlin.narod.ru
http://zyrlin.livejournal.com
Last updated on March 04, 2017