N.Zyrlin 1990 god (1990)
moon phase main page texts photos links books main
texts
photos
links
books

А потом началась перестройка...
Весна 1985 1989 1990 Зима 1990-1991 понедельник вторник среда четверг Конец 1991

Фотографии: Арбатский двор, МИД, Плотников пер., Карманицкий пер., пер. Каменной Cлободы: (1), (2), Обнинск, М.Каковинский пер., Новый Арбат
Arbat
Арбатский двор. Арбат, 51
("дом Рыбакова") (2001 г.)

МИД

1990 год
03.04.90, 04.06.90, 27.06.90, 16.07.90, 17.09.90, 24.10.90, 30.10.90, Приложение
bread  queue Земной перрон! Не унывай
И не кричи: для наших воплей он оглох.
Один из нас поехал в рай.
Он встретит Бога там, ведь есть, наверно, Бог!

3 апреля 1990 года

К Дебрянской я уже месяц как не хожу. Да и вся ее прежняя компания явно расстроилась. С конца прошлого года она носилась с идеей организовать союз сексуальных меньшинств. Однажды мальчик Саша показал мне на двух девушек, которые сидели напротив, прижавшись друг к другу. "Вон про тех говорят, будто они лесбиянки. А какие они лесбиянки? Да я одну из них недавно ебал, только не помню, какую". Я ответил: "Видимо, именно после этого они и решили стать лесбиянками. И правильно сделали, откровенно говоря".

На тусовках стал появляться Роман Калинин, главный советский гомосексуалист, а также несколько его единомышленников. Полная ерунда, будто все гомики косят под женщин. Это называется совсем по-другому - транссексуализм или трансвестизм. Я уже начал немого разбираться в этих вопросах. А насчет гомиков у меня создалось противоположное впечатление. Что они как бы являются мужчинами на 200%. Не терпят ничего женского ни рядом с собой, ни внутри себя.

Однажды Женя откровенно призналась, что политика скоро всем наскучит, если уже не наскучила. А защита меньшинств - тема еще не разработанная. И Женя, похоже, оказалась права: она начинает завоевывать определенную популярность, в том числе за границей. Кроме факсового аппарата, у нее появилась два компьютера, одни из них портативный, а также иностранный телевизор и мебель. Во время моих последних посещений ее квартиру было просто не узнать. Подарили все это, насколько я понял, тоже зарубежные единомышленники. Женя является теперь кем-то вроде сопредседателя от лесбиянок. (Двоих детей она родила, долг, так сказать, перед природой уже выполнила.) Любопытно было бы как-нибудь туда сходить. Теоретически говоря, между гомиками и лесбиянками должны возникать коллизии, подобные столкновениям между советскими и американскими "левыми". Какого мнения может быть лесбиянка о гомосеках? "Вот дураки! Имеют легальную возможность спать с бабами - и не пользуются! Только мужики могут быть такими идиотами".


Осенью Дебрянская сказала, что для ее газеты нужно перевести с английского несколько статей. И мы с Розой напросились на это партийное поручение. Роза усиленно изучала английский язык, а я - за компанию с ней. Статьи были о визите в СССР американской делегации борцов за мир, среди которых приехали несколько гомосексуальных активистов обоего пола. Они встречались с единомышленниками и фотографировались на Красной площади под своим знаменем семи цветов радуги и со значками в виде розовых треугольников, которые при Гитлере были отличительным знаком для гомосексуалистов, наподобие желтой звезды для евреев. А в конце статьи - довольно грустная сцена: две лесбиянки - наша и американская, которые за время поездки успели друг в друга влюбиться, прощаются в аэропорту и никак не могут расстаться. Даже разнополой паре очень трудно оформить поездку для заключения брака.

Статью я не только постарался перевести как можно лучше, но и снова отказался от псевдонима. (Если бы переводимая статья была о верблюдах, то и в этом случае я не намереваюсь вступать в дискуссии на тему о том, верблюд я или нет.) Номер с моим переводом успел выйти до того, как газета закрылась наряду с большинством других самодельных изданий из-за падения спроса и из-за роста типографских расходов.


В последнее время почти еженедельно бывал у кадетов. Собираются они тоже на квартире - в старом доме на Смоленской площади. Подъезд насквозь обоссан - даже хлоркой посыпано, как в настоящем общественном туалете. Глаза щиплет. Странный лифт с двумя дверями; выходы на разных этажах в разные стороны. Квартира у них очень большая и богато обставленная. Везде картины, ковры, птички в клетках и рыбки в аквариумах. Однажды пришел один из членов кадетского руководства Михаил Астафьев, которого неоднократно показывали по телевизору. Он настроен заметно консервативней, чем остальные. Говорил в основном о проблемах, которые возникли в связи с отделением Литвы и возникнут в результате возможного отделения других республик.

Сегодня удалось затащить туда Розу. Пришла она минут за пятнадцать до окончания. Когда уходили, дал ей несколько газет - в основном номера "Гражданского достоинства", купленные здесь же в предыдущие посещения. (На Пушке газетами теперь торгуют мало, да и те в основном эротические. Торговцы переключились на книги и сигареты.)

Дал ей почитать "Протоколы сионских мудрецов". (Купил этой зимой на Кропоткинской, где по воскресеньям возникает рынок политических изданий всех направлений.) "Можно воспринимать это, по крайней мере, как фантастику. Антиутопия на еврейскую тему. Правда, написано очень бездарно. Перечисляются различные общественные изменения, которые действительно имели место в начале двадцатого века и каждое из них непременно объясняется еврейским руководством. Как в кино: маленький мальчик испуганным голосом читает стишок: "Я злой и страшный серый волк". А Евгений Леонов возражает: "Нет, ты знаешь, на самом деле это гораздо страшнее". Если кто-то и впрямь хочет покорить весь мир, то он ни за что не станет выражаться так откровенно. Даже самому себе полностью не признается в своих настоящих намерениях. В договоре Сталина с Гитлером, например, сплошной эзопов язык. "Зона интересов" или "территориальные изменения". Хотя те протоколы тоже строго секретные".

"Муж у меня еврей и дочка очень на него похожа, просто удивительно как. Я даже боюсь - столько теперь всего в газетах пишут..."

"Да ерунда это все. Меня они на Пушке тоже сколько раз обзывали евреем".

"Ну, это они зря. У тебя типично русское интеллигентное лицо".

"Да я понимаю... Для них ведь еврей - вовсе не расовое понятие и не религиозное. Абстрактный "не наш человек". Абстрактный враг. Страшилки про евреев у них для быдла. Они и сами это признают, кто поумнее. Так что, в случае чего, таких они тоже будут убивать. Именно таких и будут, как ты сказала..."

Потом я решил сменить тему разговора на более отвлеченную.

"Мне в "1984" Оруэлла не слишком понравилось одно место. Палач-философ начинает откровенничать с подследственным и признает, что их система нужна им только для того, чтобы без помех упиваться властью. Благополучие нам не нужно, здоровье нам не нужно, нужна нам одна власть. Этакий маньяк-Фантомас из фильма ужасов. "Власть не средство, она - цель" и так далее. Кстати, очень напоминает Константина Леонтьева. Почти цитаты из этого автора: "Организация есть страдание", например. А Оруэлл пишет: "А как утверждают свою власть над другим? Заставляя его страдать". Но ведь они не Леонтьева взяли себе в основоположники идеологии, а Карла Маркса, который обещал заботу о трудящихся и мир во всем мире..." (34)
МИД
МИД. (2004 г.)

"The Ministry of Truth - Minitrue, in Newspeak - was startlingly different from any other object in sight. It was an enormous pyramidal structure of glittering white concrete, soaring up, terrace after terrace, 300 metres into the air."
George Orwell, "1984"

Плотников пер.

Болтая таким образом, мы вышли из дома, пересекли Садовое кольцо и свернули на Арбат. Погода теплая, можно сказать - жара. Живет Роза где-то в том районе. Трущобы там абсолютно в духе Оруэлла, особенно если отойти от разукрашенного Арбата в боковые улицы. Дома, сохранившиеся с дореволюционных времен, и, похоже, с тех пор ни разу не ремонтированные, асфальт весь в ухабах, переполненные мусорные ящики, а над этим убогим пейзажем сияет пирамидальное министерское здание в сотню метров высотой.

"Домой заходить не будем, а то там у меня родственники приехали... В центре на самом деле жить плохо. Дышать нечем. Если идешь по Арбату недостаточно быстро, то обязательно какой-нибудь хам попытается познакомиться. Но почему-то все богачи стремятся сюда переехать. В нормальных странах люди стараются жить в пригородах. А у нас только в городе можно жить, а провинция - это полная трущоба".

Мы вошли под арку дома на правой стороне Арбата, пересекли маленький загаженный дворик, окруженный высокими домами.

"Это знаменитый дом, описанный у Рыбакова".

"Я Рыбакова читал только в детстве - про ребят-кладоискателей. А с новыми его книжками, модными, знаком очень мало".

На противоположном конце двора была арка в соседний двор, внутри арки - дверь с вывеской спортивной секции, в которую Роза собирается устроить свою дочку. Секция оказалась уже закрытой. Вспомнил, что у Рыбакова упоминаются "передний" и "задний" дворы и, кажется, именно здесь был подземный ход в подвалы с кладом.

Мы вернулись на Арбат и пошли обратно к Смоленской. Я рассказал, что про двухэтажный дом рядом с гастрономом написано в другом произведении, значительно менее популярном, чем романы Рыбакова. Но мне лично оно нравится намного больше. "Московская улица" Ямпольского. (35) Автору кажется, что за ним установлена слежка. Хотя, возможно, ошибается: Арбат - улица "режимная", по ней ездит Сталин и поэтому полно топтунов... Начинается повесть с подробного описания коммунальной квартиры и ее обитателей. Два мелких начальника ведут на коммунальной кухне идеологический диспут, когда именно было завершено построение социализма - до войны или только после нее.
Plotnikov
Плотников переулок. (2002 г.)

Карманицкий пер.

Около этого дома мы и попрощались. Вместо того, чтобы поехать сразу домой, я вышел на Пушкинской. Не смог противиться острому желанию подоебываться до патриотов. Не побеседовать в академическом духе, а именно доебаться. Довести кого-нибудь из них до кондиции. Подошел, послушал немного, и сказал: "Да, вы совершенно правы. Я лично евреев тоже терпеть не могу." Дождался, когда патриот взглянул на меня одобрительно, хотя и настороженно, и продолжил: "Я же, небось, не голубой. Другое дело еврейки..." (Честное слово, я никого конкретно не имел в виду. Про мужа Роза сказала, что тот еврей, а про себя не упомянула. Впрочем мне это, честное слово, абсолютно не интересно. Я же не на сельхозвыставке, чтобы интересоваться такими вопросами, кто какой породы...) Как и ожидал, мой собеседник начал обзывать евреем меня самого. "Да ну бросьте вы, ну какой я еврей. Не выдумывайте глупостев. Это исключено - мне знающие люди сказали".

Он посмотрел на меня свирепым взглядом:

"Ничего, скоро мы скажем свое слово".

"А вот этого лучше не надо. Помню, как в армии я занял однажды третье место в полку по стрельбе. У всех глаза на лоб вылезли. А чего удивительного - пить я в армии не начал, руки не дрожали... Нет, воинская повинность - явление, конечно, скотское. Особенно в наших советских условиях. Но у нас все могут испохабить. Другое дело - где-нибудь в Швейцарии. Каждый швейцарский мужчина держит свое боевое оружие дома в сейфе, периодически является с ним на военные учения. А в остальное время он имеет законную возможность использовать оружие для обороны имущества и семьи от воров и разбойников. В этом, согласитесь, можно найти какую-то средневековую романтику. С Совком вонючим просто сравнивать смешно. У нас солдатам даже кухонные ножи боятся доверить. К нам в полк однажды прислали распоряжение выдавать ножи кухонному наряду только под расписку. И вообще отбирают складные ножи и прочие колюще-режущие предметы, точно в тюрьме или в дурдоме. Можете себе это представить? Солдаты называются... Но я, видимо, отвлекся от темы. В общем, я что хочу сказать: воинская повинность - это палка о двух концах. Захотело государство научить меня стрелять - пожалуйста. А вот в кого именно стрелять - мы и сами разберемся".

"В русских будешь стрелять - вот гад, вот гад..."

"Ну, неужели вы думаете, что я в такой ситуации буду паспорт спрашивать? Сами подумайте, какую ерунду вы говорите... Да, а вы действительно уверены, что стрелять мне придется именно в русских? Так и запишем в протокол. А я почему-то всегда думал, что погромы еврейских трудящихся устраивает всемирная сионистская закулиса, которая решила пожертвовать некоторым количеством своих соплеменников, чтобы потом обвинить русский народ в антисемитизме".

Мой собеседник в ответ начал поливать меня отборным матом. В том-то и состоит весь фокус, чтобы, избегая грубых выражений и сохраняя вежливый тон, довести собеседника до буйного состояния.

"Только вы, прошу вас, заранее не ссыте. Со стрельбой у меня определенные трудности. Пистолета, признаюсь, у меня пока нет. Хотя в наше время, говорят, пистолет купить уже не проблема".

Решил, что пора уходить - не хватало еще, чтобы он на меня кинулся с кулаками. Сказал ему на прощание: "А вот кинжал, предупреждаю, имеется. Вот такой длинный!" - и я раздвинул руки в рыбацком жесте, показывая длину кинжала. И пошел в метро.



4 июня 1990 года
Весь конец мая и начало июня стоит ужасный холод, градусов 5 или 10. На Пушкинской вывесили стихотворный плакат, в котором к обычным грехам сионистов добавили и то, что солнце теперь не стало давать тепла и света. Якобы тоже по их вине. Я несколько раз перечитывал и размышлял: всерьез это написано или пародия, но так и не понял. Давно заметил, что общей чертой патриотов является патологическое отсутствие чувства юмора. Видимо, всерьез, хотя и напоминает один из "гариков" Игоря Губермана:

Лето 1984 года, помню, тоже было очень холодным. Один солдат-узбек сокрушался: "Э, что такое! Зимой холодно, летом тоже холодно. Урюк не растет, кишмиш не растет, один поганка в лесу растет." И, помолчав, добавил: "Зачем такой земля привезли армия служить? Кто такой земля завоевать хочет?" Выразился он, правда, не так откровенно, но смысл был именно такой. После этого я не обзывал узбеков чурбанами даже в крайнем раздражении. Можно ли всех скопом зачислять в чурбаны, если среди них встречаются подобные восточные мудрецы, точно из повести Сэлинджера: "Intent on the inward qualities, he loses sight of the external".

Слышал о геополитической теории Льва Гумилева, объясняющей различия между Россией и Западной Европой разницей в климате. Граница между общественными системами ("цивилизациями") проходит по нулевой январской изотерме. Говоря вульгарно - где суровый климат, там и государственный строй обязан быть суровым. Здесь господин Гумилев-младший явно попал пальцем в небо. Или, выражаясь мягче, вывернул истину наизнанку. Напротив, все страны, расположенные близко к полярному кругу, имеют самый высокий в мире уровень развития. Швеция, Норвегия, Исландия. Про Канаду я и не говорю. Про Канаду и говорить нечего, поскольку про Канаду и так всем ясно. А Россия в этом ряду представляет собой нелепое и обидное исключение.


На Пушкинской сегодня видел юношу с множеством пацифистских значков на куртке, который говорил, что порядочных людей в армии нет и быть не может. (Имелись в виду профессиональные военные.) Несколько людей пожилого возраста ему гневно возражали. Наперебой задавали единственный вопрос: служил ли он сам в армии. Здесь я не утерпел и вмешался. Заявил, что я сам в армии служил и поэтому, в принципе, могу сказать об этой славной организации теплых и ласковых слов намного больше. "На самом деле, конечно, приличные люди в армии тоже встречаются. Но все они, к сожалению - жуткие пьяницы. Трезвому вынести все это очень трудно..." И затем я начал предаваться армейским воспоминаниям: "Меня в армии однажды командир группы, майор, послал за водкой. Задание я выполнил, хотя последний автобус не вышел на линию. Вернулся в полк я пешком, вытащил из-за пазухи бутылку и протянул майору. А он, бедный, уже и надежду потерял. Решил, видимо, что я в очередной раз без спросу срыгнул в Москву и ему придется мучиться без водки до самого утра... Он так растрогался, что тут же предоставил мне давно обещанный выходной среди недели. Причем без разрешения командира полка, за что он потом получил от него выговор. Этот выговор, кстати, обошелся мне в другую бутылку водки уже за мой собственный счет... Говорят, что доброта дело трудное, не каждому доступное. Но ведь и зло в полном объеме тоже не всякому человеку доступно. Не всякий может обидеть своего верного подчиненного, который сквозь снег, ветер и звезд ночной полет доставил поллитру любимому командиру..."

Стоявший рядом азербайджанец ругал Советскую Армию и лично Горбачева за побоище в Баку в январе. И тут я опять заступился за нашу родную армию. Вещал сегодня точно пророк Валаам. Замышляемое проклятие в моих устах каждый раз превращалось в благословение. "Что с солдата возьмешь, солдата ведь и самого могут застрелить за неисполнение приказа в боевой обстановке. А вот им, интересно мне знать, кто приказывал армян бить?" (Хотел было спросить "вам", но сдержался.)

Азербайджанец, надо отдать ему должное, не стал утверждать, что армяне - народ, заслуживающий погрома. Попытался всё списать на провокации КГБ. "Мало ли что КГБ! У нас в России КГБ, небось, тоже не дремлет. Правда, у нас органы агитируют не насчет армян, а насчет евреев... Сами, наверное, слышали. Но надо же и свою голову на плечах иметь, а не дыню. Мы почему-то не бежим бить евреев, а на хер наши родные органы посылаем..."

После беседы с азербайджанцем я преисполнился патриотическими чувствами. На самом деле я ужасный патриот и даже шовинист. Если русский народ хоть в чем-то заработал себе плюс, тогда я не могу упустить случая обратить на это внимание. Увидел оратора (явно не вполне нормального), который в риторической форме опрашивал окружающих, гордятся ли они тем, что они русские. "Еще бы! Я лично уже целых три дня этим горжусь!" (Три дня назад Ельцина после нескольких неудачных попыток выбрали Председателем Верховного Совета РСФСР.) Я вовсе не стал особым поклонником Ельцина. Ответил больше назло, уж больно крепко они этого самого Ельцина возненавидели... Тот оратор прямо затрясся от злости, несмотря на мой утвердительный ответ.

(Российский Съезд продолжается уже недели две, как год назад всесоюзный. Но теперь все происходит намного скучнее. К микрофону по очереди подходят областные и республиканские начальники, жалуются на недостаток средств и требуют помощи.)

Манеры и интонации, конечно, у Ельцина малоприятные. "Начальник, но свой в доску." Я с самого начала его московской карьеры относился к нему очень настороженно. Сразу же после своего назначения Ельцин уличил директора Елисеевского магазина в хищениях и подвел того под расстрел. Слышал тогда, что бедному директору устроили настоящую провокацию. В его магазин завезли дефицитное мясо и директор, недолго думая, пустил его в продажу на рынок по свободным ценам. Как будто он, Ельцин, маленький мальчик и не знает, что на такой должности обязательно нужно давать и, следовательно, обязательно нужно брать. И расстрелами тут ничего не изменишь. После того, как я поделился с окружающими этими соображениями, на меня стали прыгать не только противники Ельцина, но и его сторонники.


Прогулялся по Тверской до ГУМа. Старое название улицы собираются восстановить официально, а может уже восстановили. На Советской площади собралась толпа человек двести. На постаменте памятника Долгорукому стояли с плакатами несколько человек во главе с Лерой Новодворской, которая говорила речь: "Они оба, и Ельцин, и Горбачев, являются ортодоксальными коммунистами, а конфликт между собой изображают, чтобы вести в заблуждение народ." Подошел милиционер, стал требовать прекратить митинг и отойти от памятника. "А вот, например, в Грузии - разве там народ позволил бы представителю так называемой власти мешать проводить митинг?!" (Типун ей на язык. Конечно, русские - народ не без недостатков, но Грузию в пример нам ставить - это уже слишком. Еще бы на азербайджанцев призвала нас равняться.) Через несколько минут приехал ОМОН, уволок и Новодворскую, и других демонстрантов. В толпе рассуждали: "Зря она Ельцина ругала. Если бы ругала только Горбачева - народ бы ее отбил".

Кстати, тот азербайджанец, когда я поставил ему в пример русского солдата, который убивает только по приказу, вполголоса произнес: "Откуда вы знаете, может им <т.е. погромщикам> тоже приказывали..." Но тут же он понял, что сболтнул лишнее, и больше к этой теме не возвращался, несмотря на мои настойчивые расспросы.

В ГУМе купить было совершенно нечего. Нечего в буквальном смысле. Увидел набор деталей для изготовления электронных часов за 16 рублей. Эти наборы быстро расхватывали, но мне хватило. ГУМ год назад, когда мне удалось почти без очереди купить коротковолновой радиоприемник, сейчас кажется образцом изобилия. Кроме того, купил пластинку с белогвардейскими песнями Жанны Бичевской. "Все теперь против нас, словно мы и креста не носили..."

Полмесяца назад премьер Рыжков заявил, что в отдаленном будущем цены на некоторые товары могут быть "откорректированы". "Неужели и хлеб подорожает?" - испугался кто-то из знакомых. "Не бойся, - успокоил я его не без ехидства, - хлеб не подорожает, он просто исчезнет". Хлеб, правда, совсем не исчез, но несколько раз случались перебои на один или два дня. А все остальные товары пропали полностью и окончательно, причем, как мне показалось, именно после этого выступления. (36) Каждому жителю Москвы и области выдали картонку с фамилией и фотографией, чтобы продавцы могли отличить московских покупателей от иногородних. Называется "визитная карточка покупателя". Покупателям с немосковской пропиской разрешено покупать, кажется, только хлеб. А кроме хлеба купить в магазинах нечего. Так что лично я своей "визиткой" пока еще ни разу не воспользовался. Уже больше года действуют талоны на сахар; теперь в печати обсуждают введение талонов и на другие товары, в том числе и на хлеб.


Вечером, как пришел домой, позвонила Роза. Сообщила новость - забрали Олега Горшенина, который целый год скрывался от армии. (37) Проживал нелегально в разных квартирах и общежитиях. Иногда появлялся на сборищах у Дебрянской. Я норовил усесться рядом и меня распирало от гордости, что мне доверен настоящий партийный секрет. Последнее время он осмелел, постоянно жил у Дебрянской - там его и забрали. Позвонили в дверь и сказали, будто ей пришла бандероль из-за границы. А я уже всерьез намеревался этим летом на некоторое время укрыть его на даче. Вроде как негра от рабовладельцев или еврея от нацистов. Заодно помогал бы мне по части строительства.

"Эту систему уже не переделаешь".

"Систему-то, может, и можно переделать, а вот страну - я не знаю... Страну эту точно не переделаешь".



Karmanizky
Карманицкий переулок. (2001 г.)

пер. Каменной Слободы (1)

27 июня 1990 года

Сегодня съездил в гости к Розе. Поехал в двенадцать, когда на работе официально начинается обеденный перерыв. (Потом захватил часа три рабочего времени. На работе теперь почти все в отпусках.)

Она встретила меня на выходе со станции Смоленская. Вышли на площадку - с одной стороны вход в метро в ортодоксально сталинском стиле, а с другой - обилие стеклянных витрин и колонн вместо первого этажа в стиле Корбюзье. И весь тот район представляет собой типично московское смешение разных эпох и стилей. Мы пересекли переулок, где стояли дореволюционные дома вперемешку с советскими, среди которых имелись как банальные кирпичные пятиэтажки, так и номенклатурные постройки "улучшенной планировки" - из розового кирпича и даже ограждение балконов сделано кирпичное. Прошли крошечный скверик. Лавочки и женщины с детьми и колясками. Солнце сверкает через густые листья и на дорожках лежат солнечные пятна. Тепло стало только сегодня, в последних числах июня. Противоположная сторона скверика огорожена забором из железных прутьев, некоторые из них отогнуты для прохода и мы сократили путь, прошли через двор какого-то нежилого здания, наверное АТС: лежали кучи кабельных катушек.

Вышли в еще один переулок, к типовой советской школе 50-х годов, с барельефами литературных классиков на фасаде. Рядом сохранилась настоящая бревенчатая избушка, плотно зажатая между двумя домами. Это место снимали в фильме "Черная роза", когда персонажи там ходят по крыше той избушки, сокращая путь из одной квартиры в другую.

Перпендикулярно к тому переулку был Малый Каковинский. Когда Роза впервые назвала свой адрес, я подумал, что это у нее шутка такая - "Каковинский". Наподобие "Кудыкиной горы". Но оказалось, что переулок с таким названием действительно существует. Переулок короткий, три дома дореволюционной постройки по каждой стороне. В конце - строительный забор и высотные дома Нового Арбата.
Kamennaya Sloboda
Дом на пер. Каменной Слободы, бывш. ул. Воеводина. (2001 г.)

пер. Каменной Слободы (2)

Роза рассказала, что в 17-м году этот дом национализировали, бывшей владелице оставили сначала одну квартиру, потом ее несколько раз уплотняли - отбирали комнату за комнатой, затем ставили перегородки в последней оставшейся. Из больших комнат с несколькими окнами выгораживали маленькие, по одному окну в каждой. И к тридцатым годам у нее осталась узкая конура, наподобие той, где живет Роза. По мере уплотнений бывшая домовладелица все сильнее повреждалась в уме, а в итоге совсем помешалась. Вышла на улицу и стала бесноваться. Ее увезли в больницу, а комнату немедленно заселили.

Мы пили кофе за столом, сидя на кровати, стоявшей вдоль противоположной стены. Пройти между столом и кроватью можно только боком. Комната шириной меньше двух метров. Задняя стена, в которой находится входная дверь, расположена наискосок, что сильно сокращает площадь. В левой стене - замурованный проем двери в комнату соседей. Примерно как в жилище Сони Мармеладовой, но оно, насколько я помню роман Достоевского, было гораздо просторнее - три окна, а не одно. Больше напоминает жилище персонажа фильма "Черная роза" - комната в форме коридора с окном в дальнем конце. В фильме, кстати, в такой комнате жил всего один человек, а они тут прописаны на 8-ми метрах (или около того) втроем - Роза с дочкой и ее разведенный муж. (38))

Сама Роза из Обнинска. Замуж она вышла во время учебы в МГУ, прописалась у мужа в Москве в этой комнате и родила дочку. Потом развелась, хотела уехать обратно в Обнинск к родителям, хотя люди в данной ситуации обычно поступают наоборот: любыми способами стараются остаться в Москве. В обнинском паспортном столе ей объяснили, что Обнинск - "закрытый город", посторонних в нем не прописывают, даже бывших обнинских жителей. На начальников не произвело впечатления даже то, что Москва тоже числится в "закрытых городах". Видимо, все закрытые города закрыты отдельно друг от друга, как бараки на зоне после отбоя, а не как цивилизованные страны, жители которых могут ездить друг другу без виз. Прежнее жительство человека в таком городе во внимание тоже не принимается, даже если там остались родственники, согласные его у себя поселить. Все эти порядки в неизменности сохранились вплоть до настоящего времени и отменять их не думают.
Fence
Пер. Каменной Слободы. Участок вблизи Садового кольца, до сих пор огороженный забором. (2001 г.)

За истекшие 11 лет ближайшие окрестности дважды (в 1991 и 1993 г.г.) становились местами вооруженных столкновений. В декабре 1905 и ноябре 1917 г.г. стрельба тоже случалась примерно в том же районе.

Обнинск

После своей поездки в Америку в 88-м году Роза прожила больше года относительно спокойно (нечто вроде инкубационного периода), а прошлой осенью вдруг почувствовала, что больше тут не может. (39) Удалось, как она выразилась, "зацепиться" за Канаду. Я сказал полушутя: "Тогда лучше в Австралию. То же самое, но тепло. А в Канаде даже летом, небось, такой же холод, как у нас." "Я об Австралии тоже думала. Но теперь осталась возможность только в Канаду." Потом я очень осторожно намекнул, что может еще не надо пока уезжать. Кофе мы к этому моменту уже допили, стояли у окна. "Представляю, как скоро по этой улице будут ездить танки, а в этих развалинах прятаться боевики с автоматами." (40) Окна у нее выходят на Садовое кольцо, между домом и проезжей частью расположена застарелая новостройка. Вырыли котлован, сделали подвальный этаж и забросили. Место для снайперов вполне подходящее.

Она намеревается уезжать в конце лета или осенью. Хотела уехать раньше, но в ОВИРе ей сказали, что у них сейчас все в отпусках и посоветовали приходить в конце августа. В СССР до сих пор существуют выездные визы, которые выдают только по путевкам, приглашениям из-за границы и другим существенным поводам. Но лица без гражданства могут выезжать без визы, поэтому в ОВИРе ей посоветовали отказаться от гражданства. (Она собиралась советское гражданство пока на всякий случай оставить, а впоследствии сделать себе двойное гражданство, если получится. Гораздо легче будет съездить обратно.)

Потом мы смотрели кассету с фильмом Говорухина "Так жить нельзя". Видеомагнитофонов у нее в комнате стояло штуки три, кажется, ее муж ими торгует. Фильм документально - публицистический, состоит из трех частей:

  1. 1. Мрачная советская действительность - быдловатая очередь за водкой, проститутки, бандиты. Сопоставление с США, где такое бывает только в трущобах.
  2. 2. Исторические корни: революция, расстрел царской семьи.
  3. 3. Выводы и результаты: разрушение Берлинской стены, восстание в Азербайджане.
Obninsk
Обнинск, Калужская обл. (2001 г.)

М. Каковинский пер.

Мне фильм показался несколько шаблонным. (Как будто при царе у нас не было пьянства и блядства? При всем моем уважении к Говорухину, я все же больше доверяю русским классикам XIX века.) А Розе очень понравился. Сказала, что его ни по телевидению, ни в кинотеатрах не показывают. Я выразил уверенность, что скоро покажут. Антисоветчину по телевизору показать - это не визы и прописки отменить, антисоветчину показывать они уже не боятся.
(41)

Кассету ей дал знакомый из КГБ. Познакомилась, когда ходила туда по вопросу отъезда. ОВИР заявил, что вопросами выхода из гражданства он не занимается и направил ее в разные другие инстанции, в том числе в КГБ. "Он там чисто технический работник. Кассету нужно сегодня ему вернуть. Он сам обещал зайти." (В КГБ Розе, кстати, сказали: "Такая порядочная женщина, а связались с самыми низкопробными антисоветчиками" - имели в виду, несомненно, Дебрянскую.)

Около половины четвертого пришел тот работник КГБ. Совсем не страшный, напротив - очень приятный и интеллигентный молодой человек. Мы втроем досмотрели фильм в ускоренном режиме (он сообщил, что сам его пока не смотрел), Роза отдала ему кассету и мы втроем вышли на улицу.



16 июля 1990 года
В выходные ездил на дачу. На Ярославском шоссе на всех постах ГАИ стояли милиционеры с автоматами. Впервые такое увидел. О конкретной причине можно только догадываться. Скорее всего - ловят зэков, совершивших несколько дней назад побег. Сообщили, что охрану им удалось подкупить всего за стакан крепленого вина. Зэки достали выпивку, выпили сами, угостили конвоира и пообещали налить ему еще, если он их на пять минут отпустит в город за бутылкой. Конвоир охотно согласился, но зэки не вернулись до сих пор. (Либеральная пресса ссылается на этот случай, как на аргумент в пользу немедленного введения профессиональной армии. Или хотя бы профессиональных конвоиров.)

В выходные в Москве прошли грандиозные демонстрации на Манежной площади у Кремля. Среди других выступила Новодворская ("Правее Горбачева только стена!"), но даже сама Новодворская своей радикальностью уже особенно не выделялась. В прошлом году лозунг "Долой монополию КПСС" осмеливались выдвигать только самые отпетые оппозиционеры, теперь же он широко употребляется, причем уже без слова "монополия", просто "Долой КПСС". Еще одна возможная причина усиленного патрулирования (как мне кажется, наименее вероятная) - переговоры на высшем уровне, на которых Горбачев уступил и согласился на вступление в НАТО объединенной Германии.


Сегодня на мое деньрождение (30 лет) Роза не пришла, хотя и собиралась. Мероприятие напоминало описанную в "Докторе Живаго" пирушку посреди начинающей голодать Москвы лета 1917 года. Ели и пили как в последний раз. (В магазинах по прежнему нет ничего, кроме хлеба.) Антон (с которым мы познакомились на сборищах у Дебрянской) вместо приличествующих в интеллигентной компании разговоров на политические или абстрактные темы начал обсуждение цен на недвижимость в Подмосковье. Дача из бруса стоит пятьдесят тысяч рублей, а дощатая дача - двадцать пять тысяч. Курс доллара теперь составляет 15 или 20 рублей за доллар, так что цены по заграничным представлениям совсем пустяковые - три и полторы тысячи долларов соответственно. Кроме этого, Антон сообщил, что с 1 августа советским гражданам будет разрешено в легальном порядке владеть валютой.

Я внимательно слушал и сам тоже поддерживал этот полезный и интересный разговор. Вспомнил, кстати, цитату из "Доктора Живаго": "Наступивший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Не будет ничего другого..." Я имею в виду - ничего, кроме цен на недвижимость, курса доллара и прочих скучных предметов. А какие еще варианты вы можете нам предложить, я вас спрашиваю? Все другие сценарии гораздо хуже.

Недавно в "Огоньке" напечатали на удивление умную статью Вайля и Гениса, обозревателей с радио "Свобода". (Можно отметить полное исчезновение границ между официальными и неофициальными источниками информации.) К перестройке они относятся в целом одобрительно, однако в будущее смотрят без каких либо иллюзий. "Что при рыночной экономике произойдет с конторами, в которых десятилетиями, когда ни зайдешь, пили чай с сушками? Что будет с лесистыми московскими дворами, когда определится настоящая цена на городскую землю? Что будет с демократическими газетами, выходящими раз в неделю, но имеющими по 20 штатных журналистов каждая? Что скажут шахтеры, бастующие сейчас в поддержку Ельцина, когда выяснится, что большинство шахт придется закрыть?" Но в отличие от патриотических авторов Вайль и Генис высказывают мнение, что свободная экономика "счастья на века", конечно, не гарантирует, зато несвободная - гарантирует отсутствие не только счастья, но и колбасы.

Гостей я пошел провожать, будучи несколько выпивши. Когда открылась дверь лифта, обнаружил, что весь пол залит мочой. (42) Не удержался и закатил обличительный монолог в духе не то "Братьев Карамазовых, не то "Собачьего сердца". Выпивши был, сами понимаете. Неужели я на собственное деньрождение выпить не могу?! Тем более такая круглая дата.

"Анекдот такой недавно слышал: "Чем отличаются демократы от патриотов? Демократы утверждают, что народ - это быдло, а патриоты возражают: нет, быдло - это народ." А в лифтах, небось, тоже евреи ссут?! Если спросить человека, нассавшего эту лужу, любит ли он Родину, он, небось, начнет бить себя в грудь и кричать, что он жизнь отдаст. И что самое смешное и страшное - действительно пойдет и отдаст, если, конечно, потребуется. А вот я лично вместо ответа крепко задумаюсь. Россия - слишком широкое понятие, чтобы ответить однозначно. Но я живу в этом доме вот уже двадцать лет, но в лифте не поссал ни разу, честное слово! Вот и судите, кто из нас больший патриот... Если бы я и впрямь однозначно ненавидел бы Россию, то я пожелал бы ей и дальше идти прежней дорогой, в нищете своей смердеть и идти от одной победы к другой победе. А после очередной победной баталии впадать в нищету еще более беспросветную, утешаясь вместо хлеба с маслом воспоминаниями о былых победах и грезами о победах грядущих. Особый путь России, они говорят. Я вообще плохо понимаю, что это такое - особый путь. Раньше подразумевали марксизм-ленинизм, а теперь, что ли, снова будет самодержавие-православие? Так православие - оно и в Греции православие, а самодержавие - оно и в Англии самодержавие, чего же тут такого особого... И получается, что весь особый путь на деле сводится лишь к ссаным лифтам... В Америке, конечно, тоже в лифтах ссут, но лишь во всяких Гарлемах, а тут у нас выходит сплошной Гарлем, с южных гор до северных морей. Вот вам и весь особый путь. Верхней Вольтой с ракетами мы были раньше, когда у населения сохранялись иллюзии, когда большинство и не подозревало, что где-то люди живут по-другому, а теперь, когда все всем стало предельно ясно, мы являемся именно Гарлемом, а не Верхней Вольтой. Гарлем с ядерными ракетами - хорошее определение?.."



17 сентября 1990 года
На работе я до недавнего времени пользовался компьютером марки Д3-28, типа большого программируемого калькулятора, к которому можно подключать дисплей и принтер. Оперативная память 32 Кб и постоянная - на магнитофонных кассетах. Я написал для этого компьютера в машинных кодах текстовый редактор длиной в полтора килобайта. Текст записывается в память в виде страниц размером 2 Кб (в соответствии с размером экрана дисплея), которые можно редактировать, записывать на кассету и считывать с нее. Программа оказалась очень полезной не только для личных, но и для производственных надобностей (редактирование служебных документов), хотя окончательный вариант институтское начальство все равно требует печатать на машинке.

О заграничных компьютерах, которые зимой я видел у Дебрянской, стараюсь не вспоминать, чтобы зря не расстраиваться. Особенно о маленьком, размером с чемоданчик, который вполне можно было бы брать на дачу. Дискеты для него (в пластмассовом корпусе) тоже меньше дискет для обычных компьютеров. Стоит он 2 или 3 тысячи долларов, месячную американскую зарплату. То есть несколько десятков тысяч рублей - стоимость дачного дома вместе с участком или средняя советская зарплата за десять или двадцать лет.

С помощью этой программы я пытался набрать свою повесть (автобиография периода моей учебы в МГУ) и сделать распечатку. Летом на работе делать было почти совсем нечего. Успел набрать несколько первых глав, и тут компьютер окончательно испортился - из дисплея повалил дым. А даже в лучшие времена, когда перестройка только начиналась, ремонт этого дисплея занял больше года, в течении которого я неплохо изучил программирование в машинных кодах, которые можно было вводить через индикаторы непосредственно на компьютере.

Повесть пришлось дописывать традиционным способом: писать шариковой ручкой и потом печатать на машинке. Не только ручка, но и машинка после компьютера, даже такого, как Д3-28, кажутся мне совершенно дикарскими инструментами. Дописал повесть в августе, когда был в отпуске и почти все время сидел на даче. "Сейчас, когда я пишу эти строки, вокруг меня пусто и просторно, много воздуха, много голой и неуступчивой черноты октябрьского вечера." (Эренбург, "Лето 1925 года") Писал обычно вечером и ночью, когда на улице был туман и холод, как поздней осенью. Погода в конце лета, как и в его начале была намного холоднее обычного. На даче уже поставили каркас дома, накрыли крышу рубероидом и шифером и начали оббивать стены.


Сегодня у Розы деньрождение. Собирался приехать к ней в гости, но не получилось. Она (как и тогда в апреле) сослалась на приехавших к ней многочисленных родственников. Встретились в метро. Разговаривать она могла с большим трудом: решила в последний раз воспользоваться советской бесплатной медициной и перед отъездом вылечить себе зубы. Подарил ей экземпляр своей повести. (Решил, что Роза будет первым моим читателем.) Она полистала, сказала, что обязательно прочитает, а может быть, возьмет с собой в Канаду. "У меня так мало места в чемоданах".

Роза рассказала, как покупала валюту в обменном пункте для выезжающих. Меняют с недавнего времени по новому курсу - по 6 рублей за доллар, вместо прежних 60 копеек, но очередь нисколько не уменьшилась. Стоят в ней по-прежнему несколько дней, со списками и перекличками. Но и по этому курсу можно менять ("выкупать") не более 200 долларов на человека. Меняют валюту, а также продают заграничные билеты только по выездной визе, по документам об иностранном гражданстве или по справке об отсутствии советского. На поезда билеты распроданы до конца октября, а на самолеты - чуть ли не до Нового года. Роза показала мне бумажку на бланке с печатью, удостоверяющую, что в настоящее время она является лицом без гражданства. Напоминает документ, который мне выдали при увольнении из армии взамен военного удостоверения. "Справка об освобождении", так сказать.

Роза рассказывала о разных гадостях, которые советские начальники устраивают на прощанье и ей, и вообще всем отъезжающим. Причем не только по букве закона, но иногда и по личной инициативе; явно из зависти. Небось, воображают, что за границей сплошной рай. Но сама Роза высказывается на эту тему, в общем, без иллюзий. Сокрушается, что она в последнее время обленилась и привыкла вставать не раньше 11 утра. А там придется с утра идти на работу. Я пошутил по этому поводу: "Когда у нас вечер, там еще только утро, так что ты, можно сказать, уже привыкла к тамошнему режиму дня".


Kakovinsky
Малый Каковинский пер., (2001 г.)

Новый Арбат

24 октября 1990 года

Сегодня сходил в гости к Розе - видимо, в последний раз. Билет у нее на 30 число, с Киевского вокзала до Югославии, где она собирается попросить убежища в канадском посольстве. Снова, как и летом, сидели и пили кофе. Я подарил Розе несколько своих фотографий, сделанных на даче. Я, укладывающий камни в фундамент дома, я, сидящий на ступеньках сарая, отдыхая после работы и тому подобные. Об одной фотографии сказал ей: "Эту не бери, я ее принес только показать, я тут некрасивый получился." "А я думала - мужчинам все равно как они выглядят." "Мужчины тоже разные бывают".

Сама она тоже подарила фотографию. Канава с водой и рабочие с лопатами на месторождении золота в Калифорнии. Туда ее допустили по большому блату. (Блат, оказывается, бывает даже в Америке, равно как и рабочие с лопатами.) Видна она на фотографии, к сожалению, только со спины. И еще подарила советский лагерный сувенир, кусок руды золотистого цвета на подставке - пластине из черного камня. Заключенные на зоне заняты добычей этой руды и тайком от начальников делают такие вещи.

Ее дочка могла в течении двух месяцев ходить в первый класс, но Роза вместо этого водила ее на курсы английского для детей. "Ну и правильно. Советская школа есть советская школа. Может испортить на всю жизнь даже за два месяца. Теперь печатают произведения на лагерные темы. Оказывается, садистские приемы, которые запомнил с начальной школы, кырочки, саечки всякие - позаимствованы из ритуала тюремной прописки для новичков".

Она рассказала о недавней встрече с американцами, которые занимаются воспитанием негритянских детей. "У негров умственные способности действительно в среднем ниже, зато они лучше развиты физически из-за искусственного отбора - иначе не выжили бы в условиях рабства. И эта организация считает, что нужно развивать природные способности каждой расы. Занимаются с негритятами в спортивных секциях."

"Не понимаю, зачем нужно усугублять расовые различия. Лучше бы попытались развить у негритят умственные способности."

"Когда в Америке перевели "Собачье сердце" Булгакова, то американцы не поняли, как можно превращать Шарикова обратно в собаку вместо того, чтобы все равно пытаться сделать из него человека..."

"Основная проблема здесь не столько моральная, сколько финансовая. Профессор занимался экспериментами с Шариковым за свой счет и был вынужден содержать его в своей квартире. А потом создание восстало против своего создателя и милиция вряд ли бы помогла."

В Америке, оказывается, тоже существует санитарная норма жилплощади. Например, матери запрещено жить в одной комнате с ребенком. А когда ребенок живет вместе с мужем и женой - то для них это вообще растление малолетних. Она оглядела свою комнату: "Я, вообще-то, к этому уже привыкла." Потом добавила: "Но я не хочу, чтобы и моя дочка к этому привыкала." Ходить ее провожать на вокзал она мне не посоветовала. "Я это всем знакомым сказала, не только тебе; а то там одних моих родственников сколько придет." Когда ее поезд, она все же проговорилась. 30 числа с Киевского вокзала.

Около половины третьего мы вышли на улицу. Было полностью пасмурно, температура немного выше нуля. Роза собиралась в булочную на Новый Арбат и я сказал, что мне тоже нужно купить хлеба. По дороге она рассказывала про Обнинск. Когда-то он действительно был интеллигентным городом, но теперь туда понаехала разная пьянь и быдло, создала такую же обстановку, как и в других провинциальных городах. Такие граждане легко прописываются там и получают жилье, несмотря на то, что Обнинск до сих пор числится "закрытым городом". Дойдя до Садового кольца, мы пошли вдоль строительного забора по деревянному тротуару под гофрированным козырьком. Тротуар узкий, навстречу идет поток пешеходов - идти можно только гуськом. Так что наш разговор прервался. Остаток пути, когда пересекали через подземный переход Новый Арбат и шли к булочной, мы тоже не разговаривали.

В булочной очередь была относительно короткой, несмотря на то, что продавали барвихинский хлеб, из неочищенной пшеничной муки. Даже в прежние времена он был в дефиците. И двигалась очередь на удивление быстро. (Оказалось что Роза, как и я, этот сорт хлеба предпочитает всем другим.)

"И вот (как пишут в книжках) пришла и прошла и эта минута". Роза взяла один батон барвихинского, а я - три и мы вышли на улицу. "Удивительно, что они не ограничили число батонов в одни руки. Нигде больше двух не дают." Сказать "прощай", было бы чересчур пафосно. Терпеть не могу говорить пафосно. Так только в книжках говорят. "Навсегда утраченная, до свидания на том свете". ("Доктор Живаго") В прежние времена, конечно, за границу уезжали как на тот свет, а теперь - кто знает. Но "до свидания" тоже не совсем к месту, хотя никогда я не верил в приметы насчет сглаза и прочего.

Сказал "ну я пошел" и она тоже мне что-то сказала, чего я не запомнил, но тоже не "прощай" и не "до свидания". Пять лет назад, увольняясь из армии, я тоже сомневался, в какой форме попрощаться со своими сослуживцами и тоже расстался с ними без какой-либо определенной прощальной формулировки. (Впоследствии в публикациях на лагерную тему обнаружил подходящую фразу: "Не дай Бог снова встретиться.") Она пошла по направлению к центру, а я в другую сторону, обратно к переходу: до Смоленской заметно ближе, чем до Арбатской. Потом остановился, оглянулся и увидел (наподобие доктора Живаго, увидевшего, как удаляющиеся сани показались в последний раз на склоне ложбины), как она несколько раз показалась среди толпы на тротуаре. В серой куртке с поднятым капюшоном.

А она не оглянулась ни разу. Ну, и правильно. Оглянешься - соляным столпом сделаешься, это всем известно...
New Arbat
Новый Арбат, вид от Дома Книги. (2001 г.)

Зимой 1990-1991 г.г. курс доллара (тогда неофициальный) тоже приближался к 30 рублям, но, разумеется, никаких обменных пунктов, равно как и обилия рекламы на улице тогда не было.

Фотографии (Photos)

Около половины третьего мы вышли на улицу. Было полностью пасмурно, температура немного выше нуля. Роза собиралась в булочную на Новый Арбат и я сказал, что мне тоже нужно купить хлеба. По дороге она рассказывала про Обнинск. Когда-то он действительно был интеллигентным городом, но теперь туда понаехала разная пьянь и быдло, создала такую же обстановку, как и в других провинциальных городах. Такие граждане легко прописываются там и получают жилье, несмотря на то, что Обнинск до сих пор числится "закрытым городом". Дойдя до Садового кольца, мы пошли вдоль строительного забора по деревянному тротуару под гофрированным козырьком. Тротуар узкий, навстречу идет поток пешеходов - идти можно только гуськом. Так что наш разговор прервался. Остаток пути, когда пересекали через подземный переход Новый Арбат и шли к булочной, мы тоже не разговаривали.

В булочной очередь была относительно короткой, несмотря на то, что продавали барвихинский хлеб, из неочищенной пшеничной муки. Даже в прежние времена он был в дефиците. И двигалась очередь на удивление быстро. (Оказалось что Роза, как и я, этот сорт хлеба предпочитает всем другим.)

"И вот (как пишут в книжках) пришла и прошла и эта минута". Роза взяла один батон барвихинского, а я - три и мы вышли на улицу. "Удивительно, что они не ограничили число батонов в одни руки. Нигде больше двух не дают." Сказать "прощай", было бы чересчур пафосно. Терпеть не могу говорить пафосно. Так только в книжках говорят. "Навсегда утраченная, до свидания на том свете." ("Доктор Живаго") В прежние времена, конечно, за границу уезжали как на тот свет, а теперь - кто знает. Но "до свидания" тоже не совсем к месту, хотя никогда я не верил в приметы насчет сглаза и прочего.

Сказал "ну я пошел" и она тоже мне что-то сказала, чего я не запомнил, но тоже не "прощай" и не "до свидания". Пять лет назад, увольняясь из армии, я тоже сомневался, в какой форме попрощаться со своими сослуживцами и тоже расстался с ними без какой-либо определенной прощальной формулировки. (Впоследствии в публикациях на лагерную тему обнаружил подходящую фразу: "Не дай Бог снова встретиться." ) Она пошла по направлению к центру, а я в другую сторону, обратно к переходу: до Смоленской заметно ближе, чем до Арбатской. Потом остановился, оглянулся и увидел (наподобие доктора Живаго, увидевшего, как удаляющиеся сани показались в последний раз на склоне ложбины), как она несколько раз показалась среди толпы на тротуаре. В серой куртке с поднятым капюшоном.

А она не оглянулась ни разу. Ну, и правильно. Оглянешься - соляным столпом сделаешься, это всем известно...


30 октября 1990 года
Днем сегодня ускакал с работы и съездил на Киевский вокзал. Последние дни погода была сплошь пасмурной, а сегодня несколько прояснилась, временами из-за туч показывалось солнце. То, что провожать ее она мне не велела - это, конечно, святое дело, вроде последней воли умирающего. Но придти на вокзал мне никто запретить не вправе. Не провожать, а просто поглядеть, как люди уезжают насовсем за границу. Из чистой, так сказать, любознательности. Сначала я довольно долго стоял под сводами дебаркадера, затем сообразил, что к поезду она могла пройти и другой дорогой, снаружи. Несколько раз прогулялся взад-вперед по платформе вдоль поезда Москва - Белград. Розу не увидел. Она, скорее всего, не стала устраивать со своими родственниками сцену прощания на платформе, а сразу прошла в вагон.

Вечером съездил на Лубянку, где по случаю Дня политзаключенного открывали памятник жертвам репрессий. Было уже темно. В сквере возле Политехнического музея собралась огромная толпа. Священник Якунин отслужил заупокойную службу "по всем в темницах и психиатрических больницах убиенным", а Евтушенко прочитал стихотворение о несознательном шофере, вывесившем в своей кабине портрет Сталина в обрамлении фотографий девушек "нагишом, такие, что брюки встают шалашом". Потом толпа очень медленно, соблюдая очередь, прошла мимо памятника. Ставили свечи и клали цветы.

Памятник, кстати, очень напоминает штуковину, которую Роза подарила при последней встрече: на гладкой плите - бесформенный кусок породы, валун, привезенный с Соловков. Дома посмотрел по телевизору репортаж. Сообщили не только о митинге и об открытии памятника, но и о том, что некоторые участники, в основном члены "так называемого Демократического Союза" направились непосредственно к зданию КГБ, устроили под его стенами дебош, за что и были арестованы.


Приложение

Правительство страны объявило о намерении немедленно перейти к рынку. Пока программа дебатируется в Верховном Совете, наслению ясно, по крайней мере, одно "привычное дело": цены будут расти. Дневная норма выручки продмагов перекрыта в полтора раза, конечно, там, где для этого имелась свободная продажа и соответствующие запасы.

Горбачев на съезде депутатов РСФСР отозвался с энтузиазмом о планах создания российской компартии. Судя по всему, "идеальный центрист" сделал выбор": дело Егора Кузмича живет... И побеждает? Будущее покажет.

Вслед за союзной номенклатурой ввести у себя президентство пожелали власти Казахстана, теперь к ним присоединился Азербайджан. Что-то светит нам на Востоке: "больше решимости и ответственности" в горячих точках империи или... Союз Советских Социалистических Президентов?

В Польше эйфория всенародной поддержки курса "шоковой терапии" сменилась жестоким похмельем от мощной волны железнодорожных стачек. Очевидно, правительство "народного доверия" - еще не панацея.


Зима 1990 -1991 года
This page - http://zyrlin.narod.ru/new3.htm;     main page - http://zyrlin.narod.ru
http://zyrlin.livejournal.com
Last updated on March 04, 2017