N.Zyrlin Smerdiakov
main page texts photos links books main
texts
photos
links
books
  - Скажите мне, Смердяков,- только помните: не лгать, ложь от меня не укроется, это вам известно, - скажите, как вы на самом деле относитесь к родине, партии, армии и органам?
   - Я их ненавижу.
   - Вы их ненавидите. Хорошо. Тогда для вас настало время сделать последний шаг. Вы должны любить родину, партию, армию и органы. Повиноваться им мало - вы должны их любить.
   Он отпустил плечи Смердякова, слегка толкнув его к надзирателям.
   - В комнату сто один,- сказал он.

Попурри на тему двух "вечных книг" Оруэлла и Достоевского
Я устал от побед и походов,
Я е*** их и в ж***, и в рот.
И не надо мне "права народа",
Я давно уже не народ.

Пародия на известное стихотворение Владимира Соколова

Приписываемый Конан Дойлу рассказ "Смерть русского помещика" о том, как Шерлок Холмс обнаружил, что на самом деле папашу Карамазова убил не Смердяков, а Алеша.
К вопросу о Смердякове
(Отрывок из статьи Б.Парамонова)
Борис Парамонов, "Конец стиля", 1997, стр. 350 - 352.
...Строго говоря, он не лакей, а повар, причем хороший повар. Федор Павлович презрительно называет его "бульонщиком", но сам же хвастается его умением варить кофе и делать кулебяки. А кулебяка, как известно, очень сложный кулинарный продукт, секрет изготовления которого, похоже, утерян в России. У Гиляровского в "Москве и москвичах" описываются какие-то необыкновенные двенадцатиэтажные кулебяки. Кстати сказать, умение как-то особенно варить кофе - тоже ведь своего рода искусство.

Сам Смердяков так говорит о своих профессиональных качествах:

...они про меня отнеслись, что я вонючий лакей. Они меня считают, что я бунтовать могу; это они ошибаются-с. Была бы в кармане моем такая сумма, и меня бы здесь давно не было. Дмитрий Федорович хуже всякого лакея и поведением, и умом, и нищетою своею-с, и ничего-то он не умеет делать, а, напротив, от всех почтен. Я, положим, только бульонщик, но при счастье могу кафе-ресторан открыть на Петровке. Потому что я готовлю специально, а ни один из них в Москве, кроме иностранцев, не может подать специально. Дмитрий Федорович голоштанник-с, а вызови он на дуэль самого первейшего графского сына, и тот с ним пойдет-с, а чем они лучше меня-с? Потому что он не в пример меня глупее. Сколько денег просвистал без всякого употребления.

Достоевский - как тот самый первейший графский сын: предпочитает голоштанника Митю Карамазова Смердякову. Митя, видите ли, широкая русская натура. Но сам же Достоевский говорил: русский человек слишком широк, я бы сузил.

Вот чего он не увидел в русской жизни: повар Смердяков - если брать его как представителя реального социального типа, а не как порождение собственной темной фантазии - это и есть потребное сужение русского человека. Это не широкая русская натура, а специалист, недаром в его речах появилось слово "специально". Кто самые богатые и знаменитые люди в Париже? Министры? Писатели? Манекенщицы? Отнюдь нет: шеф-повара шикарных ресторанов. Кстати, в реальной русской жизни как раз во время написания "Братьев Карамазовых" уже появились эти, так сказать, Смердяковы, вышедшие в большие люди: например, трактирщик Тестов, о солянках и расстегаях которого потом ностальгически вспоминали в эмиграции русские писатели.

Вернемся, однако, во Францию. Что, так сказать, инкриминируется Смердякову в качестве его лакейско-хамской черты? Его высказывание о том. что он сожалеет о поражении Наполеона в 12-м году: завоюй Наполеон Россию, так и самим русским лучше было бы. Но давайте вспомним, чему нас в школе учили. А учили нас тому, что на штыках наполеоновских армий в Европу шли достижения Французской революции, что завоевания Наполеона были сильнейшим ударом по застойному феодализму. И ведь это действительно так, это не выдумка марксистских интерпретаторов всемирной истории. Как же так оказалось, что Наполеон, в Европу нес прогресс, но как только дошел до России, превратился во врага отечества? Да потому и превратился, что идея отечества враждебна идее прогресса. Прогресс - он вроде науки: не знает национальности. Какая национальность у атомной бомбы? может быть, северокорейская? Тут-то меня и подловят - скажут, что Наполеон для своего времени был чем-то вроде атомной бомбы, что, следовательно идея прогресса - палка о двух концах. Так ведь и идея отечества - палка о двух концах. Разве Гитлер лучше Наполеона? И все-таки прогресс - саморегулирующаяся система, а отечество - не очень.

Я уже не говорю о скептическом отношении Смердякова к религиозному рвению, проявившемуся в его рассуждении о бессмысленности принимать муки за веру: не хочу трогать еще одну священную корову. Скажу только, что этот скептицизм кому-то покажется отвратительным, а у кого-то найдет и одобрение: допустим, у французского короля Генриха IV, сказавшего, что Париж стоит обедни.

В общем, если абстрагироваться от того, что Смердяков это не реальный человек, а образ художественной фантазии, и постараться все-таки обраружить его конкретный социальный коррелят, найти ему реальное жизненное соотнесение в тогдашней русской действительности (что в какой-то степени правомерно), то в нем можно увидеть нарождавшийся тип низового русского западника, если не европейца. Западничество в России на верхах было интеллигентской идеологией, а на низах, то есть как жизненная практика, делалось европеизмом. Тип самостоятельного антрепренера-специалиста (а не крепостного умельца) - это европейский, западный тип. Но Смердяков и хочет быть такого типа человеком - хочет открыть кафе-ресторан в Москве на Петровке, со специальной подачей.

Он и сегодня этого хочет, и открывает, но его обкладывают налогом бандиты-рэкетиры - широкие русские натуры, потомки Мити Карамазова...


This page - http://zyrlin.narod.ru/smer.htm;     main page - http://zyrlin.narod.ru
http://zyrlin.livejournal.com
Last updated on August 09, 2012